Государственное учреждение образования

ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ г.ГРОДНО

 
ГЛАВНАЯ
ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
ЛАУРЕАТЫ КОНКУРСОВ
УЧЕНИКАМ И РОДИТЕЛЯМ
ГАЛЕРЕЯ
КОНТАКТ
ПОЛЕЗНОЕ


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

ЛАУРЕАТЫ КОНКУРСОВ

УЧЕНИКАМ И РОДИТЕЛЯМ

ГАЛЕРЕЯ

КОНТАКТ

ПОЛЕЗНОЕ

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВА ДЛЯ 2 КЛАССА. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ИСКУССТВА (ПАВЛЕНКО Н.В.)

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА, АВТОРЫ
1-2. Введение в историю искусств. Виды искусств.
3. Музеи мира
4, 5, 6. Изобразительные виды искусства - живопись, графика, скульптура, фотография
7. Жанры изобразительного искусства
8. Архитектура
9, 10. Прикладные виды искусства - декоративно-прикладное искусство, дизайн
11. Понятие стиля в искусстве
12-13. Основы композиции. Анализ произведения искусства

 

1-2. Введение в историю искусств. Виды искусств.
Искусство - одно из сложнейших понятий, так как не имеет четкой формулировки из-за субъективности восприятия (зависит во многом от личностной оценки) и широты охватываемой области применения (духовная культура, общественное сознание, способы познания мира и т.д.). Однако можно выделить некоторые общие факторы. Во-первых, это то, что создано человеком (искусство - искусственный), во-вторых, это, безусловно - вид человеческой деятельности, ведущий к созданию, сотворению чего-то нового, реализации образов. Очень часто искусство называют творчеством, однако творчество более широкое понятие (не все, что творим, является искусством). Можно сказать, что искусство - это образное (образ - представление) осмысление внешнего и внутреннего мира , процесс и итог( результат) - создание эстетически выразительных форм - визуальных (можно увидеть), музыкальных (можно услышать), литературных, пластичных - они могут быть создаваться на короткий срок (танец - видим здесь и сейчас) и на длительный (архитектура). В-третьих, искусство должно вызывать отклик у других людей. Выражая различные идеи, следуя различным целям, принимая самые разные формы оно способно вызвать восхищение как талантливым исполнением, так и степенью воздействия (не обязательно положительным, очень часто искусство отражает и негативные стороны человеческой жизни).

Искусство разделяется на множество видов. Одним из способов классификации (деления) является способ восприятия и развития искусства:
временное
(для восприятия и понимание необходимо время)- музыка, литература;
пространственное
(пластическое - существует в физическом трехмерном пространстве, не меняясь во времени) - живопись, скульптура, графика, фотография, архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн;
пространственно-временные (для восприятия необходимо и пространство и время) - танец, театр, кино
Пространственное или пластическое (имеющее определенную форму) искусство делится на изобразительные (отражающие реальность и/или фантазии художника) - живопись, скульптура, графика, фотография (вид, появившийся в 19 веке) и неизобразительные виды искусства - архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн. Декоративно-прикладное искусство и дизайн часто не относят к видам искусства , так как они имеют явный прикладной характер - т.е. предметы используюся по назначению в быту (например, посуда, мебель и тп.). Однако мастерски выполненные предметы, кроме прикладного характера, могут являться художественными объектами и признаваться произведениями искусства.


Винсент Ван Гог "Звездная ночь"
Сантьяго Калатрава "Музей искусств в Милуоки"
Микеланджело Буанаротти "Пьета"
Альбрехт Дюрер "Четыре всадника Апокалипсиса"
Михаэль Тонет "Венский стул"
Витражи Сент-Шапеля
Иен МакМиллан "The Beatles"

3. Музеи мира
Для того, чтобы увидеть и оценить произведения искусства необходимы места для их экспонирования (показа) и хранения. В древности произведения искусства находились в храмах и монастырях, общественных зданиях (термы Древнего Рима), во дворцах правителей и домах богатых людей. Мода на собрание произведения искусств - коллекционирование, появилась в эпоху Возрождения. Первая самая знаменитая частная коллекция античных и итальянских произведений была у флорентийских банкиров Медичи (галерея Уффици). В 16 веке для сохранности коллекций во дворцах и замках отводили специальное место - часто это были застекленные длинные коридоры-лоджии - так появились первые галереи , в которых выставлялись и хранились картины и скульптуры. Коллекции были столь обширны, что понадобилось делить картины и скульптуры по различным темам - национальным школам, отдельным авторам. Появились каталоги собраний. Уже в 17 веке некоторые коллекции частично были доступны широкому кругу людей.
Для хранения, изучения и показа большого количества произведений искусств вскоре потребовалось строительство отдельных зданий. Так появились музеи. Первым музеем нового типа был Британский музей в Лондоне (открыт в 1753 году). Для его посещения нужно было сначала письменно зарегистрироваться
Музей (от греч. мусейон — Дом Муз) — учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. Из-за обширного культурного наследия музеи имеют свою специализацию - художественный, литературный, историко-археологический, научный и т.д. В музеях проводиться выставочная, научно-исследовательская и педагогическая работа. В конце 20 века появились виртуальные музеи.
Художественная галерея пространство, предназначенное для демонстрации и продажи изобразительного искусства. . Некоторые частные собрания, такие как галерея Уффицци, Третьяковская галерея, стали основой для художественных музеев и сохранили название галереи.

Темы для докладов (презентаций):
1) Музы в Древней Греции. Дом Муз.
2) Галереи современного искусства - музей Гуггенхейма в Нью-Йорке, Бильбао, галерея Саатчи , Тейт Модерн, Центр Помпиду, музей Орсе
3) Первые галереи и музеи - галерея Уффици, Музеи Ватикана
4) Национальный художественный музей Республики Беларуси


Крупнейшие художественные музеи и галереи мира:
1) Галерея Уффици (1581, Флоренция,Италия)
2) Лувр (1792, Париж,Франция)
3) Британский музей (1753, Лондон, Великобритания)
4) Музеи Ватикана (1506, Ватикан)
5) Эрмитаж (1764, Санкт-Петербург, Россия)
6) Метрополитен (1870, Нью-Йорк, США)
7) Музей Гуггенхейма (1937, Нью-Йорк, США, 1997, Бильбао, Испания)
8) Прадо (1819, Мадрид, Испания)
9) Тейт Модерн (1897, Лондон, Великобритания)
10) Лондонская национальная галерея (1824, Лондон, Великобритания)
11) Галерея Саатчи (1985, Лондон, Великобритания)
11) Музей Орсе (1968, Париж, Франция)
12) Центр Помпиду (1977, Париж, Франция)
13) Национальный художественный музей Республики Беларуси (1939, Минск, Беларусь)

4, 5, 6 Изобразительные виды искусства - живопись, графика, скульптура, фотография
Изобразительные искусства
- это те виды искусств, которые имеют визуальную (видимую) форму, изображают объекты реальности или фантазийные образы. К ним относят живопись, графику, скульптуру, фотографию. Каждый из этих видов имеет свои выразительные средства для изображения.

Живопись — вид изобразительного искусства, выразительным средством которого явлеяется цвет.
Выделяют три основных вида живописи : станковая, монументальная, миниатюра. Декоративная, театрально-декоративная живопись , когда не имеет самостоятельного значения (отдельный объект) относится к декоративно-прикладному искусству (ДПИ). Живопись также разделяют по техникам письма, которая включает как материал, которым пишется картина - акварель, гуашь, масло, акрил, аэрозоль и т.п. , так и способы нанесения красок, приёмы - лессировка, пастозная, а-ля прима, по сырому, по сухому, гладкое письмо, пуантилизм и т.п.
Станковая живопись — произведения имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружени (картины могут переноситься), картины пишутся на специальном станке - мольберте.
Монументальная живопись
- произведения большого формата, создаваемые в согласовании с архитектурной средой (роспись на стенах (фрески) снаружи и внутри зданий), часто называют муралами (от англ. - mural). К монументальной живописи можно отнести и стрит-арт- современное "уличное"искуство, граффитти ( к граффити относят любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти всё: от простых написанных слов до изысканных рисунков).
Миниатюра - произведения малых форм, возникли в искусстве средневековой рукописной книги, название пошло от названия краски - миниум ( киноварь, сурик - красно-оранжевый, алый цвет).

Цвет является важнейшим средством передачи эмоционально-смыслового содержания картины. Цветоведнение -наука, изучающая законы взаимодействия цветов. Цвет - это световые волны разной длины, отражаемые от поверхности и воспринимаемые глазом. Поэтому обязательным условием для восприятия цвета является свет (в тёмном помещении без освещения невозможно различить цвета предметов) . Цвет меняется в зависимости от освещения (яркий день, сумерки, теплый свет, холодный), а также от окружающих предметов. Так как отражаемые лучи воспрнимаются глазом, цвета, видимые человеком - это свойство глаза. Многие животные не различают цвета, некоторые видят больше цветов,чем человек (змеи - инфракрасные лучи, пчелы -ультрафиолет). Спектр - это диапазон цветов, воспринимаемых человеком (КОЖЗГСФ - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). В живописи различают хроматические (цветные) и ахроматические ( не - цветные: черный, белый, серый ) цвета. Существует два основных способа смешения цветов : оптический (используется при наложении цветовых волн) и механический - смешение красок. При механическом смешении выделяют основные цвета (те, что нельзя получить при смешении - желтый, синий, красный) и сложные , составные цвета ( оранжевый = желтый+красный, зеленый = синий+желтый, фиолетовый= синий+красный) . Для получения более широкой гаммы цветов добавляют черный и белый, тем самым меняя насыщенность и светлоту цвета.
Основные характеристики цвета: цветовой тон (собственно, название цвета - зеленый, красный и тп.), светлота (яркость цвета по отношению к белому - желтый цвет светлее фиолетового, зеленый и красный одинаковые по светлоте и тп., степень "разбеленности" цвета), насыщенность ( степень интенсивности чистого цвета по сравнению с ахроматическим (серым). Насыщенный цвет можно назвать «сочным», «глубоким», менее насыщенный — «приглушённым», приближённым к серому, полностью ненасыщенный цвет будет оттенком серого. Оттенок -разновидность одного и того же цвета (зеленый, изумрудный)- получается при добавлении других цветов в основой. Нюанс - мельчайшее отличие оттенков. Цветовая гамма - совокупность оттенков и цветов, которые гармонируют между собой (спектральная, теплая, холодная, контрастная и т.д.). В практике для получения различных цветовых схем используют цветовой круг - цветовая модель спектра с разным количеством секторов (6, 7,12, 24 и тп. ). Колорит - общее цветовое звучание картины

Графика - вид изобразительного искусства, основные выразительные средства - линия, штрих, пятно и точка.
В графике обычно используют один или два цвета, многоцветие может применяться, но, в отличие от живописи, цвет несет вспомогательную роль. В современной графике цвет также может быть важным выразительным средством - например, пастель, по современной музейной классификации, относится к графике. Графика делится на два направления -«печатная графика» и рисунок ("уникальная графика"). Уникальная графика — произведения, созданные в единственном экземпляре. Печатная графика — произведения, созданные с использованием авторских печатных форм, с которых печатают тираж эстампов (от 2-3 оттисков до 500-1000 экземпляров).
Рисунок делится на 2 вида - академический (учебный) - где изучаются законы построения и светотеневой моделировки реальных объектов, и творческий - где художник свободно выбирает выразительные средсва, материалы и техники (приёмы) работы.
Печатная графика делится на различные виды :
Авторская гравюра - в зависимости от основы матрицы, на которой вырезают (гравируют - от франц. гравер - резать) рисунок и с которой делают отпечаток) и техники гравировки: линогравюра - гравюра на линолиуме, ксилография - на дереве (ксило (греч.)- дерево), офорт, меццо-тинто, акватинта, сухая игла - гравюра на меди, гипсогравюра - на гипсе, литография - рисунок на камне.
Книжная графика - иллюстрации в книгах, оформление заставок, обложек и т.п. Экслибрис (ex libris) - печать, заставка книги, указывающая на принадлежность к чьему-либо собранию книг.
Промышленная графика - плакат, упаковка, вывеска и др.
Компьютерная графика - графика, разработанная с помощью компьютерных технологий. Включает в себя как самостоятельные работы, полностью созданные на компьютере, так и технологии обработки изображений , а также создание цифровых видео-инсталляций (мэппинг).

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов (глина, дерево, камень, бронза, песок, лед, стекло и т.п.).
Виды скульптуры: круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст) - может рассматриваться со всех сторон, рельеф - изображение на плоскости , частично выступающей из нее, или, наоборот, погруженное.Различают три вида рельефа:
барельеф
(выпуклая фигура выступает менее, чем на половину);
горельеф (выпуклая фигура выступает наполовину);
контррельеф (фигура не выпуклая, а, наоборот, заглублённая)
В зависимости от предназначения выделяют следущие виды:
Монументальная скульптура (памятники, монументы), связанная с архитектурной средой. Для нее характерна связь с архитектурной средой и крупные размеры;
Монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура);
Станковая скульптура, не зависит от окружающей среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие. Рассчитана на восприятие с близкого расстояния.
Мелкая пластика - скульптура небольших размеров.
Кинетическая скульптура - скульптура, где элементы находятся в движении
Инсталляция - форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных готовых материалов и форм (природных объектов, промышленных и бытовых предметов, фрагментов текстовой и визуальной информации)

Фотография - вид изобразительного искусства, основанное на технологии запечатления снимка на различных носителях (серебрянная пластина, пленка, цифровой носитель) , один из самых распространненых в современной массовой культуре. Художественная фотография отражает творческое видение фотографа как художника.
Официальной датой рождения фотографии считают 7 января 1839 года, хотя первый снимок был получен в 1822 году (не сохранился). Различают несколько видов фотографии - художественная, коммерческая, любительская, документальная (фотожурналистика), научная.
Различают фотографии необработанные (первоначальные, фиксация на момент снимка) и обработанные (снимок обрабатывается различными способами - как с помощью компьютерных программ, так и во время получения отпечатка).


Темы для докладов (презентаций):
1) Самые известные картины мира (2-3 работы) - автор, история создания, причина популярности, значение
2) Самые известные графические работы мира (2-3 работы)- автор, история создания, причина популярности, значение
3) Самые известные скульптуры мира (2-3 работы) - автор, история создания, причина популярности, значение
4) Самые известные фотографии
(2-3 работы) - автор, история создания, причина популярности, значение

Самостоятельная работа № 1 (А)


Живопись
Леонардо да Винчи "Джоконда"
Сандро Боттичелли "Рождение Венеры"
Клод Моне "Водяные лилии"
Микеланджело Буанарроти "Сикстинская капелла"
Фёдор Толстой "Красная и белая смородина"
Жан-Мишель Баския "Мальчик и собака на пожаре"
Графика
Франциско Хосе де Гойя "Сон разума рождает чудовищ"
Альбрехт Дюрер "Меланхолия"
Джованни Баттиста Пиранези "Римские древности"
Мауриц Корнелис Эшер "Спускаясь и поднимаясь"
Кацусика Хокусай "Вид на гору Фидзи"
Герберт Вернер Франке "Искусство алгоритма 65"
Скульптура
Огюст Роден "Мыслитель"
Альберто Джакометти "Шагающий человек"
Фредерик Огюст Бартольди "Статуя Свободы"
Карл Фредрик Рейтерсвард
"Нет насилию"
Луиза Буржуа "Мама"
Аниш Капур "Облака-ворота" (Cloud Gate)
Фотография
Артур Зассе "Эйнштейн"
Чарльза Эббетс "Строительство Рокфеллер -центра.Обед"
Чарльз Леви "Атомный гриб над Нагасаки"
Джефф Уайднер "Человек, остановивший танки"
Уильям Андерс "Восход Земли"
Гарольд Эджертон "Капля молока"

7. Жанры изобразительного искусства
Жанр
в изобразительном искусстве - это прежде всего тема и определенный набор изображаемых предметов. Разделение на жанры появилось в 16 веке, когда появилась узкая специализация среди художников, которая способствовала более глубокому изучению натуры и достижению высокого уровня мастерства. Внутри жанра могут быть свои подвиды - еще более узкая специализация (пейзаж - изображение природы, марина - морской пейзаж, ведута - городской пейзаж и т.д.)
Абстрактное искусство (от лат. abstractio - отстранение) - беспредметное искусство - полный отказ от изображения реалистических форм.
Анималистический жанр (от лат. animal - животное) - основным предметом изображения являются животные
Аллегорический жанр
(от греч. allegoria - иносказание) - в художественное произведение закладывается скрытый и тайный смысл.
Батальный жанр
(произошло от фр. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются темы войны: сражения, военные походы, воспевающий воинские доблести, ярость сражения, торжество победы.
Бытовой жанр (жанровая живопись)
- изображаются обыденные сцены из повседневной жизни человека.
Исторический жанр - исторические события и явления
Карикатура (итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать) - сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создаётся преувеличением и заострением неприятных, ужасных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями
Мифологический (от греч. mythos - предание) - герои и события, о которых рассказывают мифы и легенды древних народов
Натюрморт (в переводе с фр. - мертвая, неодушевленная натура) - изображение различных предметов быта (посуда, домашняя утварь, фрукты, овощи, цветы, дичь или любое их сочетание) Ванитас - "помни о ..." предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти, часто в центре композиции изображался череп. Обманка (тромплей) - главной чертой которого являются особые приемы живописи, которые создают эффект обмана зрения, стирают грань между реальностью и изображением.
Ню — жанр изобразительного искусства, посвященный обнаженному телу, его художественной интерпретации.
Пейзаж (произошло от фр. paysage - страна, местность) - основным предметом изображения является природа. Ведута - жанр Венецианской живописи 18 века, в котором изображается городской пейзаж в виде панорамы, в котором соблюдаются масштаб и пропорции. Марина - главным элементом картины является изображение морского вида. Каприччо — архитектурный жанр изобразительного искусства в Италии, пейзаж-фантазия. Городской пейзаж (архитектурный )- главным предметом изображения являются городские улицы, здания.
Портрет (произошло от фр. слова portrait) - изображение человека с передачей его внутреннего мира . Делится на индивидуальный, групповой, парадный, автопортрет (портрет, написанный с самого себя).
Религиозный жанр - жанр изобразительного искусства, основными сюжетами которого являются эпизоды из Библии и Евангелия (библейский) или других религий (буддизм).
Сюжетно-тематический жанр - понятие, введеное советским искусствознанием, объеденяет картины со смешением традиционных жанров (исторический, портрет, натюрморт, пейзаж ит.д.). Главная особенность - социальная значимость картины, иллюстрирование событий из жизни. Картина имеет фабулу, сюжет, действие. Чаще всего композиции многофигурные, динамичные, которые отражают сюжет картины.
Сюрреализм - направление в искусстве, имеющей свою философию (больше, чем жанр) - обращение к фантазиям и сновидениям, символике в сочетании с реальностью
Фантастический (сказочный, фентезийный) жанр - использование мифологических, сказочных, придуманных персонажей и мотивов.

Самостоятельная работа № 2 (Б)


Иван Айвазовский "Девятый вал"
Сандро Боттичелли "Мадонна Магнификант (Мадонна с пятью ангелами)"
Карл Брюлов "Последний день Помпеи"
Винсент Ван Гог "Пшеничное поле с кипарисами"
Иван Васнецов "Богатыри"
Джованни Антонио Каналетто "Вид на канал Санта Кьяро"
Василий Кандинский "Первая абстрактная акварель"
Ян Матейко
"Грюнвальдская битва"
Огюст Ренуар "Жанна Самари"
Ян Стен "Семейный концерт",
Джордж Стаббс
"Кобылы с жеребятами у реки"
Иван Хруцкий "Плоды и птица"



8. Архитектура
Архитектура - искуство проектирования и строительства зданий и других сооружений, а также сами эти сооружения. Выразительными средствами архитектуры являются композиция, тектоника (конструкция), масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет используемых материалов. Выделяют три основные области архитектуры - архитектура объемных сооружений, ландшафтная архитектура, градостроительство. Виды архитектуры различают в соответствии с их назначением :
1) общественная (гражданская) архитектура - общественные здания - школы, театры, больницы, административные здания, стадионы и т.д.
2) жилая архитектура -
индивидуальный жилой дом, многоквартиный жилой дом
3) культовая (сакральная) архитектура -
храмы, религиозные комлпексы
4) промышленная архитектура -
заводы, фабрики, инженерно-строительные конструкции -мосты, дороги и т.п.
5) ландшафтная архитектура -
проектирование садов и парков, городских территорий, рельефов
6) архитектура малых форм -
беседки, ограды и т.п.
7) градостроительство -
проектирование городов, кварталов, реконструкция старых городских районов и т.п.
8) бумажная архитектура -
проектировании архитектурных форм без цели строительства (теоретическое проектирование, концептуальная архитектура), архитектурные проекты, не осуществимые в реальности из-за своей технической сложности, стоимости, масштабности и другим причинам..
Основной принцип в архитектуре - "триада Витрувия" -три закона архитектуры, сформулированные древнеримским архитектором и инженером Витрувием в трактате «Об архитектуре»: прочность, польза, красота ( функция, конструкция, форма) как три составляющие единого архитектурного целого.
Структура строения:
Передняя сторона здания называется фасадом; торец - боковая сторона здания.
Конструктивные элементы здания:
1) фундамент, 2) цоколь, 3) несущие стены, колонны 4) перегородки, 5) перекрытие, 6) крыша , 7) карниз, 8) окна и двери 9) ограждение.
Декоративные элементы здания:
Фриз, консоль, панно, рельеф, портик, балюстрада, колонна, пилястра, руст, наличники, сандрик, розетка и др.

Темы для докладов (презентаций):
1) Храм
2) Дворец
3) Жилой частный дом
4) Общественное здание
5) Мост
6) Фабрика
7) Город будущего
8) Ландшафт
9) Бумажная архитектура


Самостоятельная работа № 3 А, Б


Шарль Гарнье "Парижская опера" (Гранд Опера - Опера Гарнье),
Чарльз Дженкс "Сад космических размышлений",
Хуберт Риттер
"Квартал Рундлинг",
Фрэнк Ллойд Райт "Дом Чарльза и Дороти Мэнсон",
Уильям Уальд
"Букингемский дворец",
Сантьяго Калатрава "Мост Субисури (Белый мост)",
Ренцо Пиано
и Ричард Роджерс "Центр Помпиду",
Постник Яковлев (Барма)
"Собор Покрова Пресвятой Богородицы (храм Василия Блаженного)",
Питер Беренс
"Турбинный завод",
Моше Сафди "Хабитат 67",
Имхотеп "Ступенчатая пирамида Джосера",
Гюстав Эйфель
"Эйфелева башня".
Клод- Николя Леду "Дом садовника"

9, 10. Прикладные виды искусства - декоративно-прикладное искусство, дизайн
Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) (от лат. deco — украшаю) - широкий раздел пластического искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное и художественное назначение.
Включает различные искусства, служащие для украшения произведений архитектуры и садово-паркового искусства (монументально-декоративное искусство), создающие художественные предметы для общественного и частного быта (декоративно-прикладное искусство), художественно оформляющие празднества, зрелища, экспозиции и т. д. (оформительское искусство). Предметы ДПИ могут иметь непосредственно утилитарное назначение (посуда, мебель, одежда) или иметь чисто декоративный характер (роспись, декоративные ткани , архитектурный декор и тп.). Часто предметы могут являть промежуточные формы между изобразительным искусством и ДПИ (витраж, роспись плафонов и тп.). ДПИ можно разделить по техникам и материалам исполнения , а также по функции предмета. Иногда несколько видов ДПИ совмещаются в одном изделии (роспись мебели). Также ДПИ можно разделить на народное искусство (ремесло), где техники (материал и приемы декора) переходят из поколения в поколение не изменняясь, сохраняя традиции, фактически невозможно определить авторство мастера, так как он использует традиционные узоры и техники, и профессиональное, требующее специального образования, имеющее ярко выраженный стиль (как общий, так и авторский). Главная особенность любого ДПИ - ручная работа.
Основные виды ДПИ:
1) текстиль (ткачество, вышивка, роспись по ткани (батик), одежда)
2) металл (ковка, литье, чеканка и др.)
3) дерево (резьба. изготовление мебели)
4) керамика (посуда, мелкая пластика, керамическая плитка)
5) камень (архитектурный декор, садово-парковый скульптура)
6) стекло (посуда. витраж)
7) плетение (из соломы. лозы и др.)
8) ювелирное искусство
9) монументально-декоративное искусство (роспись, мозаика)

Дизайн (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок)
- является творческой деятельностью, цель которой - придание цельности трем качествам продука - функции, эргономике, эстетике (продукт должен быть функциональным, максимально удобным и красивым), производимых промышленностью. Слово «design» означает и стиль, и проект, и проектирование, и собственно «дизайн» — профессиональную деятельность (дизайнер). Несмотря на чисто утилитарное предназначение (все предметы используются человеком), дизайн можно причислить к искусству из-за эстетической состовляющей, однако не все предметы, созданные дизайном можно отнести к области искусства. Главное отличие дизайна от ДПИ - наличие проекта и тиражность - т.е. возможность массового повторения изначальной формы.
Дизайн самый "молодой" вид искусства, возникший в середине 19 века как желание придать промышленным изделиям для конкурентноспособности продукции привлекательности (эстетических качеств). В 1849 году в Англии вышел первый в мире журнал, имевший в названии слово «дизайн» — «Journal of Design», где обозначилась область дизайна "Дизайн имеет двойственную природу. На первом месте — строгое соответствие назначению создаваемой вещи. На втором — украшение или орнаментирование этой полезной структуры".
В 1907 году Петер Беренс впервые предложил концепцию "фирменного стиля" (бренд) для фирмы AEG, спроектировав в едином стиле не только заводские и офисные здания, но и точки розничной продажи, офисную мебель, рекламные щиты, продукцию (фены, вентиляторы), упаковку и проч.
Дизайн существует во всех отраслях массового прозводства - текстиля (одежда, ткани - "легкой " промышленности), технических изделий (индустриальный дизайн), бытовых предметов, посуды, мебели, интерьера (архитектурный дизайн), печатной продукции (графический дизайн), веб-дизайн, и т.д.
В 20-21 веке дизайн фактически охватил все аспекты окружающей человека среды. Преобразования, происходящие в предметном окружении быта человека, становятся показателем уровня социального развития и положения общества. Таким образом, общее социальное значение дизайна указывает его на принадлежность к искусству.

Темы для докладов (презентаций):
1. Витраж (Кентеберийский собор, Великобритания, Сент-Шапель, Франция, витражи Тиффани)
2. Японские ширмы (Кано Эйтоку «Кипарис»)
3. Мозаика (Дреевний Рим)
4. Ювелирное искусство (Фаберже)
5. Фарфор (Китай)
7. Стекло (Эмиль Галле)
8. Мебель (Ээро Сааринен, Карим Рашид)
9. Одежда (Коко Шанель)
10. Предметный дизайн (Филипп Старк)


Самостоятельная работа № 2 , В


Декоративно-прикладное искусство
Гобелен «Дама с единорогом», Франция
Кресло Людовика XV, Франция
Витражи Сент-Шапель, Франция
Мозаика "Битва при Иссе",Италия
Кованые ворота. Центральный Бельведер.Австрия
Цвингер, Павильон на валу, Германия
Белорусский рушник
Белорусский народный костюм
Царские врата (соломоплетение)
Панафинийские амфоры, Греция
Дизайн
Ив Сен Лоран
Уильям Моррис
Михаэль Тонет
Петер Беренс
Пьеро Форназетти
Ееро Аарнио
Вернер Пантон
Чарльз Эймс и Рэй Эймс
Карим Рашид
Филипп Старк

11. Понятие стиля в искусстве
Стиль - понятие широкое, прежде всего характеризующееся общим характером элементов в произведении, позволяющим отличить однотипные объекты. Ключевым признаком, по которому произведения можно группировать по стилям, являются единые принципы художественного мышления. В искусстве стиль - единство образных, композиционных решений и технических приемов, отличающее творческую манеру отдельного мастера, национальную или этническую художественную традицию, искусство эпохи, цивилизации и т.д.
На различие стилей влияет мировоззрение, характерное для различных культур (Европейская, Восточная), стран (Китай, Индия), эпохи (Итальянское Возрождение -14-16 вв., Барокко - 16-18 вв.), школы (флорентийская школа, сиенская школа - Итальянское Возрождение), индивидуальности автора (Фра Беата Анжелико, Паоло Учелло)
Различают понятие "большого стиля" и "направление". "Большой стиль" проявляется одновременно в различных видах искусства - архитектуре, живописи, скульптуре , ДПИ (барокко, классицизм). Направление - более узкое понятие, отличающее кратковременностью существования и определенной областью искусства (сюрреализм, дадаизм)
Огромное разнообразие стилей и направлений в изобразительном искусстве часто они не имеют четко выраженных границ и плавно переходят из одного в другой, находясь в непрерывном развитии, смешении и противодействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий и т.д. Многие стили и направления сосуществуют одновременно и поэтому часто «чистый стиль» бывает сложно выделить. С конца 19 века различные авторы пробуют как "чистые" стили, так и эксперементируют в новых направлений, смешивают разнообразные стили и направления, "цитируют" известные работы, что еще больше осложняет классификацию произведения по стилям.
Основные художественные стили и направления:
1) Первобытное искусство ( 40 тыс. до н.э. - 20 век н.э.)
2) Искусство Древнего Мира
- Искусство Древнего Египта (4 тыч. до н.э. - 30 г.н.э. )
- Искусство Междуречья (4 тыс. до н.э. - 538 г. до н.э.)

3) Античность
- Крито-микенское искусство (3 тыс. до н.э.- 12 в. до н.э.)
- Искусство Древней Греции (8 в. до н.э.- 1 в. н.э.)
- Искусство Древнего Рима (753 г.до н.э. - 476 г. н.э.)

4) Средневековье
- Византия (395 г.н.э.- 1453 г. н.э.)
- Раннее Средневековье (5-9 вв. н.э.)
- Романский стиль (10-12 вв. н.э.)
- Готический стиль (12- 15 вв. н.э.)
- Искуссвто Арабских стран ( 7 - 19 вв. н.э.)
- Искусство Индии ( 3 тыс. до н.э. - 20 в. н.э.)
- Искусство Дальнего Востока - Китай, Япония (4 тыс. до н.э.- 20 в. н.э.)
- Искусство Доколумбовой Америки ( 1 тыс. до н.э. - 15 в. н.э.)

5) Возрождение
- Итальянское Возрождение - Ренессанс (14- 16 вв. н.э.)
- Северное Возрождение (15-16 вв. н.э.)

6) Барокко (16-18 вв. н.э.)
7) Рококо (18 в. н.э.)
8) Классицизм (17-19 вв. н.э.)
9) Романтизм (первая половина 19 в. н.э.)
10) Реализм (середина 19 в. н.э.)
11) Импрессионизм ( конец 19 в. н.э. (1874))
12) Постимпрессионизм (конец 19 в. н.э.)
13) Модерн (конец 19 в. - 1914 г.)
14) Модернизм (первая половина 20 века) - объединяет различные направления первой половины 20 век
- абстракционизм
- дадаизм
- кубизм
- примитивизм
- сюрреализм
- футуризм
- фовизм
- экспрессионизм и др.

15) Постмодерн, посмтодернизм (вторая половина 20 в.-21 в. н.э.) - объединяет различные направления второй половины 20 века - начала 21 века.
- абстрактный эксрессионизм
- актуальное искусство
- боди-арт
- гиперреализм
- концептуализм
- лэнд-арт
- оп-арт
- поп-арт
- хэппенинг и др.


12-13. Основы композиции. Анализ произведения искусства
Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
Композиция в искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции – создание художественного образа. Столетиями художники искали секреты композиционного построения, которое наилучшим образом соответсвовало бы передаче идеи картины. Таким образом открывались правила и законы построения композиции, разрабатывались каноны (законы, требующего четкого исполнения), и смело нарушались, если того требовал замысел художника, открывая новые возможности композиции, вызвать разнообразные чувства и эмоции зрителя.

Основные типы композиции - станковая, декоративная и формальная
- имеютсвои особенности выражения замысла художника.
Станковая композиция - это жанровая тематическая композиция, построенная на принципах реалистического изображения.
Декоративная композиция
- композиция, основанная на декоративном преображении натуры, частичным или полным отказом достоверности изображения, украшении и обобщении (стилизации) предметов, условности и орнаментальности.
Формальная композиция - это композиция, построенная на сочетании абстрактных элементов (точка, линия, пятно, цвет) и лишенная предметного содержания.
Композиция строится по определенным законам. Ее правила и приемы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над композицией и направлены на достижение выразительности и цельности художественного произведения.
Основные структурные элементы композиции:

1. Композиционный центр - элемент, или группа элементов , которые наиболее полно выражают идею, смысл в композиции т.е. являются главным, значимым в картине.
2. Композиционная схема - наиболее важные по сюжету элементы образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т. п.).
3. Законы композиции - правила, приемы и средства композиции , которые позволяют наилучшим образом воплотить замысел художника.
Средства композиции включают:
1. Формат- это соотношения высоты и ширины сторон картины. Различают вертикальный, горизонтальный, квадратный, круглый, овальный, комбинированный (арка) форматы, которые обладают дополнительными выразительными качествами . Для лучшего воплощения замысла формат играет важную роль. Например, горизонтальный подходит для передачи панорамных, грандиозных событий, в нем лучше развернуть подробный рассказ, вертикальный формат придаст картине торжественное и праздничное настроение и т.д. Квадратный и круглый формат из-за "равных" параметров создают ощущение замкнутого пространства и лучше подходят для статичных композиций. При выборе формата следует учитывать расположение основных объектов композиции – по горизонтали или вертикали, развитие действие сюжета – слева направо, в глубину картины и т.д.
2. Пространство (многоплановость, одноплановость) - художник для воплощения своих идей использует плоскость бумаги или холста - двухмерное пространство и иллюзорно изображает глубину - пространство, где разворачиваются события. Пространство картины можно рассматривать как театральную сцену - что-то располагается на первом плане - ближе к зрителю, что-то - на среднем (втором) плане, что- то на дальнем (третьем) плане. В одноплановой (плоской) композиции действие развивается в одной плоскости, ощущение дистанции между отдельными слоями изображений пропадает, второго и третьего плана нет (может выступать плоским фоном). В многоплановой композиции действие развивается в глубину, а для передачи пространства используются различные способы - линейную и световоздушную перспективу, перекрытие плоскостей, изменение масштабов, пропорций предметов. Многоплановая композиция может восприниматься как окно в другой мир.
3. Композиционный центр - та часть, которая с наибольшей полнотой выражает главный замысел картины. Элементы композиционного центра могут быть выстроены по определенной композиционной схеме. Центр композиции включает сюжетную завязку, основное действие и главных действующих лиц. Композиционный центр может совпадать с геометрическим центром картины (пересечение диагоналей), или находиться в другом месте (золотое сечение - примерно на расстоянии 1/3 от целого )
4. Симметрия и асимметрия. Симметричная композиция предполагает одинаковое расположение элементов относительно оси симметрии, чаще всего статичные (устойчивые), левая и правая части уравновешены. В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины неуравновешены.
5. Равновесие - это баланс всех элементов в композиции. Симметрия создает предпосылки для композиционного равновесия. Более сложным способом равновесие дается асимметричных композициях, где большое пятно можно уравновесить не только множеством малых элементов, но и контрастом цвета, формированием пространства, символом, акцентом и т.д.
6. Динамика и статика - передача движения (динамики) или спокойствия (статики). В композиции можно достичь ощущение движения когда ипользуется одна или несколько диагональных линий, если оставить свободное пространство перед движущимся объектом, изобразить момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его кульминацией. Для передачи покоя используют спокойные (статичные) позы, без кульминации действия, симметричность, уравновешенность.
7. Ритм - это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции, например фигур людей, животных, ритм может строиться на контрастах объемов. Часто ритмическое построение картины заменяет композиционный центр, тогда вся плоскость картины является выражением замысла художника.
8. Контраст - резкое различие, противоположность между величинами, формами, цветом, светом и тенью, фактурой материалов и т.д.
9. Светотень (объемность) - для передачи объемных форм предметов используется не только перспективные сокращения, но и светотеневые градации - свет, полутень, тень, падающая тень, рефлекс, блик.
10. Цвет - является одним из ключевых средств композиции, не только являясь характерной чертой предмета, но и обладает способностью вызвать определенные чувства, настроения, ассоциации. Свои характеристики цвет может проиявить как наличии, так и отстутствии (ахроматичности, монохромности и тп.)
11. Декоративность - (декор - украшать) - преобразование предмета с целью усиления его эстетических качеств. Декоративная трактовка - это отбор наиболее существенных особенностей формы, сознательный отказ от второстепенного, возможность произвольного изменения размеров, цвета, тональных отношений предметов для создания образа, имеющего повышенную "художественную" выразительность по сравнению с реальными объектами окружающего мира, вплоть до полного отказа от достоверности изображения.
12. Открытость-замкнутость . Открытая композиция предполагает такую компоновку элементов, в котором нет препятствия движению глаза от центра за пределы картины, композиция как-бы выходит за её рамки, в закрытой композиции изображенные объекты (например, кулисы) останавливают взгляд у края формата и направляют его к центру.
13. Целостность - подчинение второстепенного главному, такая связь всех элементов между собой, что ни одна часть композиции не может быть изъята или заменена без ущерба для целого, недопустимо, чтобы второстепенное в композиции сразу бросалось в глаза , в то время как самое важное оставалось незамеченным. Каждая деталь должна восприниматься как необходимая, добавляющая что-то новое к развитию замысла автора.

-
иллююстрация "Основы композиции" Учебник для уч. 5-8 кл., Сокольникова Н.М.

Анализ произведения искусств.
Для более глубокого понимания произведения искусства, необходимо не только оценивать предмет изображения, но и его структуру.
Схема анализа:
1) Атрибуция (паспортные данные произведения) - автор, название, год создания, размеры, техника, место хранения.
2) Стиль - в каком художественном стиле и направлении выполнена работа
3) Жанр, описание содержания (что изображено) - что изображено, какой сюжет,
4) История создания картины - каким образом создавалась картина, кто являлся заказчиком, как выбирался сюжет, эскизные решения.
5) Анализ композиции (как изображено, какие приёмы использованы для выражения идеи) - какие средтсва композиции использовал автор для передачи замысла
6) Символика в композиции (значение отдельных элементов картины для выражения идеи) - символическое и аллегорическое значение элементов картины для полного понимания идеи композиции
7) Какое историческое значение имеет данное произведение
8) Личное отношение - собсвтенная оценка произведения с композиционной и эстетической сторон.

Темы для докладов (презентаций):

1) Фра Анжелико "Благовещение"
2) Огюст Ренуар "Завтрак гребцов"
3) Эдгар Дега "Танцевальный класс"
4) Джон Констебль "Телега для сена"
5) Томас Гейнсборо "Мистер и миссис Эндрю"
6) Ян Вермеер "Мастерская художника"
Литература: Роберт Камминг, Шедевры европейской живописи с комментариямию, Дорлинг Киндерсли, Москва, 1997

Самостоятельная работа № 4 А, Б, В


Питер Брейгель «Охотники на снегу»
Карл Брюллов «Последний день Помпеи»
Никола Пуссен "Пейзаж с Полифемом"
Эдгар Дега «Голубые Танцовщицы»
Михаил Врубель «Сирень»
Мазаччо «Чудо со статиром»
Альфонс Муха "Поэзия"
Фра Анжелико "Благовещение"
Огюст Ренуар "Завтрак гребцов"
Эдгар Дега "Танцевальный класс"
Джон Констебль "Телега для сена"
Томас Гейнсборо "Мистер и миссис Эндрю"
Ян Вермеер "Мастерская художника"
 

Краткий конспект по истории искусств для 2 класса. Введение в историю искусств.
Краткий коснпект по истории искусств для 2 класса. Искусство Древнего Мира.

Краткий конспект по истории искусств для 3 класса. Искусство Античности и Средневековья
Краткий конспект по истории искусств для 3 класса. Искусство Возрождения

Краткий конспект по истории искусств для 4 класса. Искусство 17-18 веков.
Краткий конспект по истории искусств для 4 класса. Искусство 18-19 веков.

Краткий конспект по истории искусств для 5 класса. Искусство 20 века.
Кароткі нарыс па гісторыі мастацтваў Беларусі. 5 клас.

 
 

 

©2009 ДХШ г. Гродно
ГлавнаяО школеУченикам и родителямГалереяКонтакт