Государственное учреждение образования

ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ г.ГРОДНО

 
ГЛАВНАЯ
ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
ЛАУРЕАТЫ КОНКУРСОВ
УЧЕНИКАМ И РОДИТЕЛЯМ
ГАЛЕРЕЯ
КОНТАКТ
ПОЛЕЗНОЕ



ГЛАВНАЯ

ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

ЛАУРЕАТЫ КОНКУРСОВ

УЧЕНИКАМ И РОДИТЕЛЯМ

ГАЛЕРЕЯ

КОНТАКТ

ПОЛЕЗНОЕ

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВА ДЛЯ 2 КЛАССА. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА (ПАВЛЕНКО Н.В.)

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА, АВТОРЫ
1. Искусство Древнего Мира – общие понятия
2. Первобытное искусство
3. Искусство Междуречья
4. Искусство Древнего Египта
5. Искусство арабских стран (Передней Азии)
6. Искусство Индии
7. Искусство Дальнего Востока (Китая и Японии)
 
1. Искусство Древнего Мира – общие понятия
К Древнему Миру можно отнести искусство первобытного общества, а также искусство древнейших цивилизаций - Египта, Мессопотамии, Индии, Китая. Это время становления искусства и развитие его основных видов - живописи, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства. И если черты первобытного искусства схожи на всех континентах, то искусство древнейших цивилизаций имеет свои особенности, позволяющие различать их по внешним признакам. Различие визуальных форм можно объяснить не столько разными природными условиями, сколько появлением разных религиозных систем и мировоззрений. Так как искусство является образным отражением внутреннего и внешнего мира, а в древности искусство прежде всего выполняло общественные функции, а общество не так быстро менялось, основной чертой искусства Древнего Мира была консервативность и традиционность (преемственность).
* Росписи пещер Альтамира, Тассилин-Аджера
* Храмовые комплексы Египта, Вавилона, Индии, Китая

2. Первобытное искусство
Точно и ясно ответить на вопрос, когда , где и почему появилось искусство, практически невозможно. Оно не началось и не закончилось в строго определенный исторический момент, а постепенно формировалось и видоизменялось вместе с создававшими его людьми. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности. Он длился много сотен тысяч лет. Последние формы первобытного искусства исчезли в 20 веке, когда на Земле практически не осталось мест, где не ступала нога человека (или банка Cocа-Cola).
Первобытный период по материалам, из которого люди изготавливали орудия, делится на три века: каменный, бронзовый и железный. Бронзовый и железный эпохи - время формирования первых цивилизаций. Поэтому, к первобытному искусству, прежде всего , относится искусство каменного века. В свою очередь, каменный век разделяют на несколько периодов :
- палеолит (палео - древний, литос - камень - древнекаменный век) с 2,5 млн лет до 12 тыс. лет до н.э. Первые произведения искусства появляются в конце эпохи - 40-30 тыс. лет до н.э.) ;
- мезолит (мезо-средний -среднекаменный век) примерно от 12 до 7 тыс. лет до н.э.;
- неолит (нео- новый - новокаменный век) - около 7 до 4 тыс. лет до н.э.

Каждую эпоху разделяли ледниковые периоды, которые имеели непосредственное влияние на появление новых форм искусства - человечество вынуждено было "поумнеть" для выживания и перейти на новый этап социального развития, эти перемены , в свою очередь, отражались в искусстве.
Особенностью первобытного искусства является, во-первых, вера в прямую связь между изображением и реальностью (несмотря на первобытность, это вера в той или иной степени сохранилась до сих пор). Совершая обряд охоты на изображении, люди верили в удачу в реальной охоте. Во-вторых, анимизм - вера в то, что все живое имеет душу (это также переносилось и на изображения ,поэтому изображения имеют магическую силу).
Первыми "произведениями" искусства можно назвать макароны и отпечатки рук - осознанное выделение из окружающего природного мира определенного места.
В период позднего палеолита появляется наскальная живопись - очень точные изображения отдельных животных - быков, оленей, диких лошадей и др.
Для их изображения старались подобрать подходящий рельеф стены, использовали черный (уголь), красный и белый цвета (глина). В это же время появляются скульптурные изображения женских фигур - богинь плодородия," палеотических венер" (выживаемость племени зависила от количества детей, поэтому женщина-родительница была в особом почете. Это период правления матриархата - главенство рода определялось женщиной). Конкретного портретного сходства нет - это символ плодородия.
В период мезолита в наскальной живописи фактически исчезают изображения отдельных натуралистических животных, зато появляются сюжетные картины-рассказы об деятельности человека - охота, ритуалы и др. Важен факт изображения человека - он выделяет себя из природы, противопоставляет себя ей - охотиться . Это время появления патриархата (власть мужчины как охотника и воина становиться важнее для выживания племени). Несмотря на то, что рисунка данного периода более схематичны - они отражают более высокий уровень развития, так как в искусство приходит повествовательность, через него можно рассказать об каком-либо явлении, событии.
В период неолита, на первый взгляд, изображения стали очень примитивными - черточки, крестики, полностью исчезли изображения животных и людей. Однако это не означает, что искусство упростилось, наоборот, оно стало на следующую, более высокую ступень развития - символическое письмо. Первобытный орнамент, по своей структуре, не является просто украшением отдельных предметов - это целая зашифрованная система молитв, где каждый элемент изображения имеет свое значение, его повторяемость имеет магическую силу молитвы - обращение к богам с просьбой или силу оберега . Орнаментальное искусство говорит также и о более сложной структуре общества - так как необходима общая договоренность в одинаковом прочтении изображений-символов. В архитектуре , кроме бытовых построек для жизни (землянки, полуземлянки, селища и тп.) появляются культовые мегалитические постройки. Мегалиты (мега - большой, литос - камень) - это большие каменные сооружения , как отдельных каменных столбов или крупных камней - менгиров (от бретонского - men-камень, hir -длинный) - в Карнаке во Франции есть поле, где 2683 менгира поставлены рядами в виде каменных аллей, дольменов (от бретонского tol - стол и men - камень) - сооружения из нескольких камней-стен и большого камня-перекрытия, напоминающие дом, так и комплексы из менгиров и дольменов, составленных по определенной схеме в круг - кромлехи (от бретонского crom - круглый, lech - камень). Самый известный в мире кромлех - Стоунхендж ( в Англии) приписывают строительство друидам. Для сооружения мегалитов необходимо было усилие всего племени, а то и нескольких племен, это говорит, что данные постройки были очень важны, хотя на сегодняшний день их предназначение является полной загадкой.

Темы для докладов (презентаций):

1) Как открыли наскальную живопись
2) Знаменитые пещеры с первобытным искусством
3) Стоунхендж
4) Символика первобытного орнамента

Самостоятельная работа № 5


* Макароны, отпечатки рук.
* Наскальная (пещерная) живопись: пещеры Альтамира, Ласко, Ла Мут
* Венера из Вилендорфа (палеотическая венера)
* Петроглифы
* Наскальная живопись мезолита - пещеры Тассилин-Аджера, ущелье Вальторта
* Менгиры (Карнак)
* Дольмен
* Кромлех (Стоунхендж - 2 тыс. до н.э.)
* Трипольская керамика.

3. Искусство Междуречья
В 4-3 тыс. до н.э. в долине между двух рек , Тигр и Евфрат, возникла древнейшая цивилизация Междуречья (Месопотамии), где на протяжении тысячелетий различные народы торговали и воевали друг с другом, перемешивались, одно государство сменялось другим, самые известные из которых - Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия, Персия.. Именно там впервые появилась письменность, зародилась математика, ирригация, появились первые города-крепости. Главный и основной фактор, повлиявший на развитие уникальных форм искусства - это природные условия. В Междуречье - это жаркий климат, наводнения и засухи, малое количество удобного и долговечного строительного материала - камня и дерева и в изобилии - глина. Глины было столько много, что по легендам, кроме городов, из нее был сделан даже человек. Глина служила основой строительного материала - кирпича-сырца, на глиняных табличках писали книги (специфичная техника письма получила название клинопись), глина служила основой декора. В Месопотамии не существовало развитого заупокойного культа, не было идеи воскресения и бессмертия. Смерть представлялась неизбежной и закономерной, реальной была лишь земная жизнь. Постоянные войны привели к тому, что основное направление архитектуры было призвано к созданию крепостей (традиция строить каменные крепости в Европу пришла с Востока) .Визуальная форма архитектуры сложилась благодаря модулю кирпича - из него легко строились прямолинейные стены, он удобно складывался в зубцы и лопатки (выступы из стены), а также можно было делать прочное перекрытие -арку - самое значительное изобретение конструкции для безбалочного перекрытия больших помещений. .Возникновение и развитие "кирпичной" архитектуры – это главный вклад в мировую культуру, который внесли народы Междуречья. .Так как кирпич-сырец под длительном воздействием воды (при наводнениях) мог потерять форму и расплыться, для придания прочности конструкции делались толстые высокие платформы, каркас из сырцового кирпича внутри заполнялся глиной, а снаружи, для придания особой крепости, облицовывался обожженым кирпичем. В особенно важных случаях при обжиге плитка поливалась глазурью, получалась цветная керамическая плитка из которой позднее укладывались мозаичные рисунки. Ограниченные территориальные условия привели к появлению четкой геометрической планировки городов, платформы эволюционировали в многоярусное решение архитектуры - конструкции ступенчатых пирамид и террас. При отстутсвие дождей и жарком климате естественно развилась идея глухих наружных стен, плоских крыш и группировки помещений вокруг внутренних двориков, где можно было спастись от жары.С зарождением государства в Шумере здесь появляются монументальные культовые сооружения - многоступенчатая башня - зиккурат (ziggurat – святая гора), посвященная богу-покровителю. Зиккураты шумеров были трехступенчатыми. Сооружение символизировало Вселенную, террасы обозначали подземный мир, мир земной и мир небесный и были окрашены в разные цвета. Вавилонские зиккураты были семиступенчатыми. Их террасы, по одной из версий, окрашивались в символические цвета планет: черный (Сатурн, или Нинурта), белый (Меркурий, или Набу), пурпурный (Венера, или Иштар), синий (Юпитер, или Мардук), ярко-красный (Марс, или Нергал), серебряный (Луна, или Син) и золотой (Солнце, или Шамаш) - в Междуречье впервые применился цвет как средство архитектурной выразительности. Самым большим был зиккурат Этеменанки в Вавилоне, посвященный богу Мардуку. Высокий (более 90 м.) - он считается прототипом библейской Вавилонской башни. Известно, что храм на вершине в Уруке был окрашен в ослепительно белый цвет, а в Вавилоне и Уре инкрустирован глазурованным голубым кирпичом – цвета неба.Площади террас занимали сады с искусственным орошением. Стены храма украшались рельефами и росписями. .Дворцы и царские резиденции владык Ассирии и Вавилонии имели весьма сложную структуру - с нексолькими внутренними дворами, так как при дворце находились не только помещения царя и его жен, но также и государственной службы, и основного войска. Дворцы укреплялись внешней цитаделью (крепостью), высота стен которых могла достигать 20 метров. Наибольший расцвет культура Междуречья достигла при Ассирии и Вавилонии. В период 43-летнего правления царя Навуходоносора II в Вавилоне сооружаются колоссальные дворцы, храмы, мощные оборонительные стены . Город полностью был укреплен снаружи (по свидетельству Геродота, на вавилонских стенах могли свободно разъезжаться две колесницы), в него вели 9 ворот, при этом выделялась главная улица - дорога процессий, которая проходила через ворота Иштар (ворота Иштар сегодня находятся в музее Берлина). В нем находилось 53 храма - самый величественный - храм, посвященный богу Мардуку (Вавилонская башня). С городом связана еще одна легенда - об одном из чудес света - Висячих садах Семирамиды. Ассирийские дворцы имели сложную структуру, украшались рельефами и скульптурами на темы охоты и военных побед, прославляющих царя, а также скульптурами мифических персонажей-стражей (шеду охраняли вход в царские покои) (дворец Дур-Шаррукин Саргона 2, дворец Ашшурбанипала в Ниневии). Персидское искусство переняло традиции Ассирии (Дворец Дария и Ксеркса в Персеполе).
В отличие от архитектуры изобразительное искусство Междуречья выглядит сравнительно значительно проще. Распространенным типом скульптуры был адорант — статуя молящегося человека со сложенными на груди руками, сидящего или стоящего с преувеличенно большими глазами и носом. Особенно тщательно изображалась борода, декоративно подчеркивались завитки волос. Особенность изображений Месопотамии - следование канону, без ярких индивидуальных черт. Фигуры изображались по схеме в наиболее выразительной позе, размер фигуры передавал социальный статус.Однако есть отличительная черта всех изображений - особо тщательно передавалась мускулатура не только человека, но и животных, тем самым акцентируя внимание на силе. Канон проявился не только во внешних правилах рисунка, но и в обязательном наборе сюжетов для изображения. Прославлялись сила и мощь царей и их воинов; героем барельефов был воин-охотник; популярными сюжетами – битва и охота, торжественные шествия с данью (рельефы дворца царей Саргона 2, Ашшурбанипала, Ашшурнасирапала 2, Гильгамеш). Уникальной является Стела Хаммурапи, на которой царь Вавилона записал первый в мире свод законов ("чтобы и у слабого была возможность найти защиту от несправедливости сильного"). Интересный эффект давали цилиндрисческие печати - глиптика . Особой выразительности достигла мозаика из глазурованых кирпичей - изображения мифических животных, декоративный орнамент и растения были объемными и яркими (ворота Иштар)

Темы для докладов (презентаций) :
1). Вавилонская башня
2). Сады Семирамиды
3). Гильгамеш
4). Открытие Вавилона
5). Мифические животные Месопотамии

Самостоятельная работа № 6


* Зиккурат бога Луны Нанны в Уре ( 2200-2000 гг. до н. э.)
* Зиккурат Дур-Унташ (Чога-Зембиль) 1250 гг. до н.э.
* Зиккурат Этеменанки
* Дворец Саргона II в Дур-Шаррукине, 8 в.до н.э.
* Дворец Ашшурбанипала в Ниневии, 7 в. до н.э.
* Дворец Дария и Ксеркса в Персеполе, 6 в. до н.э.
*Шеду
* Стелла Хаммурапи
* Стелла Нарамсина
* Глиптика
* Штандарт из Ура
* Ворота Иштар
* Гильгамеш

4. Искусство Древнего Египта
Одна из древнейших цивилизаций, развившаяся в русле реки Нил. Именно река - ее ритм -разливы и плодородные земли вдоль нее, стала основой формирования культуры, а близкое соседство с пустыней породило свои религиозные и заупокойные верования. В основе своей древнеегипетское искусство канонично (следует разработанным правилам и законам) и , фактически, неизменно на протяжении более 3000 лет, служило для религиозного и заупокойного культов, обожествления фараона.
Искуссвто Древнего Египта делится на несколько периодов:
- Додинастический (5 тыс. - 3100 г. до н.э.) - появление египетских иероглифов, объединение Египта (Нижнего и Верхнего). Первые захоронения, плита Нармера
-
Древнее Царство (27-23 вв. до н.э.) - создание основных канонов в египетском искусстве, строительстов пирамид, столица -Мемфис
- Среднее Царство (21-18 вв. до н.э.) - столица Фивы, появление скальных гробниц и прискальных храмов, публичных статуй фараонов, расцвет ювелирного искусства
- Новое Царство ( 16-11 вв. до н.э.) - столица Фивы, строительство храмов - "дома" бога (храм фараона Метнухотепа 1, заупокойный храм Хатшепсут), ансамбли храмов в Луксоре и Карнаке, амарнский период (город Ахетатон - фараон Эхнатон и его супруга Нефертити), долина царей, гробница Тутанхамона, Рамессеум и скальные храмы Абу-Симбел
- 332 г. до н.э. Египет завоеван Александром Македонским. Последняя царица Египта - Клеопатра (69—30 гг. до н. э) - Египет завоеван Римом)
Основные культы Древнего Египта:
- культ мертвых - жизнь человека продолжается после физической смерти при условии, что тело останется нетленным. Возник обычай мумифицировать тела умерших. Египтяне верят, что у человека несколько душ, после смерти одна из них может обитать в статуе умершего. Изображения на стенах гробниц дожны обеспечить душе умершего все блага, окружавшими его при жизни. Произведения искусства, спрятанные в гробницах, не предназначались для осмотра. Они помогали в загробной жизни. Место захоронения для фараонов и знати — пирамиды и гробницы, для простого человека — пески Сахары (Саккары)
- политеизм - многобожие - силы природы обожествляются, также как и отдельные растения, звери, птицы. У каждого бога - своя область покровительства. Часто боги изображались зооантропоморфными (зоо - животное, антропос - человек, морф - форма) или в образе животного, которое символизировали конкертного бога и могли быть их воплощением, а также в виде гибрида из частей разных животных, иногда божественное происхождение указывали украшения в виде животного. Главный бог - бог солнца Амон Ра, плодородия и загробной жизни - Осирис, бог неба - Гор, бог подземного царства Анубис, богиня неба Нут и тп.
- культ фараона - фараон является сыном бога Ра и земной женщины - матери фараона. Он всемогущий и незыблемый. После смерти он становится божеством, теряя свое человеческое начало. Отсюда - особое почитание фараона и соотвественно, внимание к строительству заупокойных храмов и гробниц.

Сакральная архитектура Древнего Египта .
В отличие от других видов искусств, архитектура Древнего Египта не имела жестких канонов и, развиваясь, изменялась.
Особенно это касалась погребальных сооружений. Располагались болшинство гробниц на западном берегу - там, где находилось царство мертвых. Гробницы в Египте считались не могилами, а домом вечной жизни умершего. Первые постройки захоронений - мастаба, где погребальная камера делалась под землей, а сверху надстраивалось небольшое помещение - храм). Потом, величия ради, архитектор Имхотеп перестроил большую мастабу для Джосера, увеличив ее не в ширину, а в высоту - надстрол 5 ступеней поменьше (всеге - 6), перед гробницей расположил несколько храмов для почитания - ступенчатая пирамида Джосера. При перестройке ступенчатой пирамиды Хуни фараоном Снофру были допущены ошибки, произошел обвал. Промежутки приказали засыпать камнями и, таким образом, пирамида Снофру становится похожей на истинную пирамиду. Больше ступенчатых пирамид не строили. Пирамиды в Гизе (Хефрена, Менкаура и Хеопса)- примеры истинных пирамид с одинаковыми гранями и гладкой облицовкой. Наибольшая пирамида -Хеопса (арх. Хемиун) - высота 147 м., стороны 233 м. Пирамиды сплошные из каменных блоков весом около 2,5 тонн. Возле пирамид размещались мастаба знати и маленькие пирамиды жен фараона. У пирамид находился Верхний храм, возле реки -Нижний, соединялись дорогой для ритуальных шествий. Верхушка пирамиды облицовывалась отполированным камнем - первые лучи солнца раньше всех касались их, сверкающие вершины подчеркивали божественность происхождения фараонов. Перед пирамидой Хеопса находится первое публичное изображение фараона в виде священного животоного - Большой Сфинкс. Во времена Среднего царства изменился подход в захоронении - гробницы стали делать внутри скал, перед скалами выстраивали заупокойный храм - "дом" бога (храм фараона Ментухотепа 1). При строительстве использовались новаторские идеи - вынесение колонн за пределы стен храма (появление портиков), а также сложную структуру внутренних дворов, расположенных по осевой композиции. Яркий пример заупокойного храма - "дома" бога - храм царицы Хатшепсут, посвященный богине Хатор (арх. Сенмут), расположенный на трех террасах, соединенных пандусами, с колоннами по периметру. К храму от реки вела дорога сфинксов. Пытаясь защитить гробницы от разграбления, фараонов начинают хоронить далеко от заупокойных храмов. Долина царей - наиболее известное захоронение фараонов (найдено 63 гробницы). В 1922 году была открыта гробница фараона Тутанхамона - единственное неразграбленное захоронение, которое позволило восстановить полностью обустройство гробниц. Последний из великих фараонов Нового царства - Рамсес 2 - построил самый большой заупокойный комплекс Рамессеум , который включал храм, дворец, жилые помещения, склады, конюшни. Однако наиболее грандиозная постройка Рамсеса 2 - скальные храмы в Абу-Симбеле, полностью высеченные в скале. Большой, с 4 20метровыми фигурами Рамсеса и статуями его супруги Нефертари у его ног, и малый, посвященный богине Хатор, со статуями Расмеса и царицы Нефертари в образе богини. Особенностью всех храмовых построек - использование гигантских статуй в качестве украшений, столбов и колон, украшенных рельефами с изображениями и иероглифическими надписями.
Отдельно стоит упомянуть храмы и комплексы, посвященные только богам - комплексы в Луксоре и Карнаке - храмы Ипет Рес и Ипет Сут, посвященные богу Амону-Ра. Храмы строились в течении столетий. Входы в каждый храм украшали пилоны, колонны в виде лотоса и папируса находились в гипостильных залах. Композиция храмов отражала социальную структуру общества. В каждый последующий храм могли зайти только люди более высокого социального происхождения. Храмы в Луксоре и Карнаке соединялись дорогой процессий, украшенной сфинксами (тело льва и голова барана -символ бога Амона).

Каноны в живописи и скульптуре Древнего Египта.
Единобразие в живописи и скульптуре на протяжении более 3000 летней истории Древнего Египта создавалось благодоря канонам (сводом правил и законов изображения). Так, изображения всегда были линейными, плоскими, без объема, без перспективы, без светотени, украшения (декор) -симметричны, фигуры статичны, позы условны ("египетская" фигура - ноги в профиль, торс - анфас, голова в профиль, глаз в анфас слегка увеличен, цвет -символичен (мужчины - темно-красного цвета, женщины - желтого или розового), цветовая гамма - ограниченная (белый, красный, черный, синий, зеленый, охра). Композиция изображений была ленточной (располагалась поясами), самое главное находилось в центре. Все фигуры обводились контуром. Размер фигуры подчеркивал иерархию -чем выше социальный статус изображаемого человека, тем больше размер фигуры (фараон изображался в 2-4 раза больше других). Фигуры низших социальных слоев всегда более реалистичны и динамичны. Детей изображали в пропорциях взрослого человека, но маленьких размеров. Все изображения сопровождались надписями иероглифами, имена фараонов записывались в картуше.
Так как скульптуры чаще всего служили определенному культу (заупокойному или храмовому) они создавались для определенных целей - страж-охранитель, объект поклонения и соверешения обрядов (статуи богов и фараонов, а также "заместителей" реальных участников священнодействия) , жертва богам (дарились храмам в надежде на милость богов) ее создание также определялись нормами, обязательными для скульптора, который в Египте назывался "санх" , что означает "дарующий бессмертие". Прежде чем поставить статую на место в храме, проходил обряд "оживления " статуи - вселения в нее духа изображаемого человека или бога. Фараон может изображаться только в двух положениях: стоящим или сидящим.Цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны лежать на коленях или на груди, с плетью и скипетром. Сидячая статуя изображала человека сидящим на кубическом троне, ноги плотно сомкнуты (колени и стопы), спина прямая. Лица изображались без эмоций: губы плотно сжаты, подбородок выдвинут вперед, глаза смотрят на горизонт, с такой статуей нельзя "встретиться взглядом". Также скульптура Древнего Египта подчинялась формам и пропорциям архитектуры . Статуи устанавливали в специальных нишах, не были рассчитаны на рассматривание их с разных сторон: они прислонены спиной к плоскости стены или блока, служащих для них фоном. Каноничные правила требовали никогда не передавать в скульптуре случайные движения и позы. В фигурах фараонов и знатных лиц особенно подчеркивали физическую мощь, силу. Для статуй характерны симметрия, строжайшая уравновешенность правой и левой половины тела. Промежутки между руками и телом, между ногами каменных статуй почти всегда не высечены. Эти части оставшегося камня условно закрашены в так называемые цвета пустоты — черный или белый. Изображение богов также было строго каноничным .
Рельеф являлся самым популярным видом скульптуры. Им покрывались как стены храмов, гробниц, так и колонны. Чаще всего это был контррельеф, поверху раскрашенный основными цветами. Изображения соответствовали канонам. Особый вид скульптуры - обелиск - четырехгранная стела с пирамидой-навершием, ставился при входе храмов. Все четыре стороны египетских обелисков было принято покрывать иероглифами, прославляющими бога Ра и фараонов.

Темы для докладов (презентаций):
1) Гробница Тутанхамона
2) Спасение скальных храмов Рамсеса 2
3) Царица Хатшепсут
4) Необычная семья - Эхнатон и Нефертити
5) Боги Египта и их изображения
6) Колоссы Мнемона и другие гигантские статуи
7) Книга Мертвых

Самостоятельная работа № 7


* плита Нармера,3000 г. до н.э.
* мастаба
* Пирамида Джосера (арх. Имхотеп), 28 в. до н.э.
* Пирамида Снофру
* Пирамиды в Гизе (Хеопса, Хефрена, Менкаура), 27 в. до н.э.
* Большой Сфинкс, 27 в. до н.э.
* Статуи фараона Микерина , богини Хатор и покровительницы нома, 27 в. до н.э.
* Статуя царевича Рахотепа и его супруги Нофрет, первая половина 3 тыс. до н.э.
* Роспись гробницы Мериба , 25 в. до н.э.
* Статуя фараона Аменехмета 3, 19 в. до н.э.
* Статуи фараона Аменхотепа 3 (колоссы Мнемона), 15 в. до н.э.
* Храм фараона Ментухотепа 1 в Дейр-эль Бахри
* Храм царицы Хатшепсут, 15 в. до н.э.
* алея сфинксов в Карнаке, 15-13 вв. до н.э.
* Храм Амона в Карнаке, гипостильный зал, 15-13 вв. до н.э.
* Храм Амона в Луксоре, пилоны, 15 в. до н.э.
* Охота в нильских зарослях, 15-14 вв. до н.э.
* Поклонение богу солнца Атону (Эхнатон и Нефертити с дочерьми), 14 в. до н.э.
* Статуя фараона Аменхотепа 4 -Эхнатона , 14 в. до н.э.
* Голова царицы Нефертити , 14 в. до н.э.
* Саркофаг фараона Тутанхамона, 14 в. до н.э.
* Храм Рамсеса 2 в Фивах (Рамессеум), 13 в. до н.э.
* Храм Рамсеса 2 в Абу-Симбеле (большой и малый) 13 в. до н.э.
* Роспись гробницы Нефертари ,
* Книга Мертвых
* Пектораль
* Уайджет


5. Искусство арабских стран (Передней Азии)
Государтсва на территории Аравийского полуострова, а позже - и на территории Азии - с 7 века н.э. исповедуют ислам - мировую религию, которую исповедуют люди разных стран независимо от национальности. Ислам обозначает абсолютную веру в единого бога Аллаха, имеющую своего проповедника - Муххамада, передавшего Священное Слово. Это верование значительно повлияло на визуальную культуру - как архитектуру, так и изобразительное искусство. Прежде всего, в исламе нет посрединка между богом и верующим - церкви, главное для верующего соблюдать правила, некоторые из них: 5 раз в день совершать молитвы, соблюдать пост в священный месяц рамадам, хотя бы 1 раз в жизни совершить поломничество в Мекку - святой город к древнему святилищу - Каабе ( главная мусульманская святыня в виде куба, каждый год драпируемого черной тканью с вышитыми золотом и серебром сурами (главами) Корана. Коран - священая книга мусульман, где собраны священные тексты - от мифологии до норм поведения. Главой мусульман является имам, дословно - человек, стоящий впереди - тот, кто руководит коллективной молитвой в мечети. Т.к. первоначально Мухаммад и халифы сами руководили молитвой и возглавляли общину-государства, имам - в широком смысле слова - глава мусульманской общины. Знание является одним из признаков всемогущества Аллаха, поэтому развитие искусства, как один из видов знаний, поддерживалось исламом. Особенности искусства мусульман:
1 Ислам не допускает возможности внешнего сходства Бога с человеком или другим земным существом , поэтому изображения людей и животных фактически исключалось из религиозного искусства, но остались в светском (книжные миниатюры). Художник, постигая прекрасное, не стремился подражать реальному миру, а создавать путем асбстрактного образа. Так возникли традиции арабского орнамента - арабески - необычайно сложного узора, созданного на основе точного математического расчёта повторения и умножения одного или нескольких элементов узора - геометрических фигур и растительных мотивов. В рисунок арабески могут вплетаться надписи, изображения животных, птиц и фантастических существ. Плотный орнамент фактически исключает фон - один узор вписан в другой, плотно заполняя поверхность.
2.
"Письмо - половина знания" (Муххамад). Не изображение , а слово, художественно оформленное в виде надписи или графичекскгого символа, стало главным ностителем религиозной идеи ислама. Красивыми надписями - цитатами украшались храмы, рукописи, их вводили в узор ткани, ковра, посуды и т.д. Каллиграфия - искусство красивого письма - становится показателем интеллектуальности, образованности и духовного совершенствования личности. Жанр минитарюрной картины на основе каллиграфии - кита.
3.
Красота есть результат мудрой деятельности Аллаха, поэтому мусульмане охотно используют традиции и опыт покоренных народов, особенно в архитектуре, стараясь не разрушить чужие храмы, а переостроить их под свои нужды (Церковь Св.Софии в Константинополе -Стамбуле).Новые здания строились лишь там, где возникала потребность. Главные культовые здания - мечети, которые представляют собой прежде всего огороженный двор с колоннами для молитв, киблой (точно установленное направление в сторону священной Каабы в г. Мекке , соблюдаемое всеми мусульманами во время совершения молитв - имеет важное значение при строительстве мечетей и других исламских культовых сооружений ) и небольшого строения с михрабом (священной нишей, ориентированной на Каабу) . Верующие должны входить в мечеть, совершив омовение и сняв обувь. Женщины и мужчины молятся отдельно. В зависимости от назначения различают несколько видов мечетей (масджид- индивидуальные моления, джами - для коллективных молений, мусалла - загородная мечеть). С 8 века важным признаком соборной (большой) мечети становиться минарет - высокая башня, с которой провозглашали призыв к молитве. Вскоре минарет превратился в символ мусульман на завоеванных территориях, становится главным архитектурным ориентиром в запутанной планировке средневекового города. Яркой деталью арабской архитектуры становятся арки (стрельчатые, подковообразные ), купола, мозаичное и рельефное (резьба по камню) орнаментальное украшение фасадов и интерьера. Традиционным типом постройки становятся медресе (университеты), караван-сараи, мавзолеи, дворцы правителей. Мимар Синан - один из самых известных турецких архитекторов 17 века. Искусство в Северной Африки и Южной Испании, захваченными арабами в 11-15 вв. - получило условное название мавританский стиль (Альгамбра), особенно ярко проявившийся в архитектуре.

Темы для докладов (презентаций):
1. Альгамбра
2. Арабеска - арабский орнамент
3. Кааба и Мекка
4. Соборная мечеть в Кордове


* Кааба - 624 г.
* Каллиграфия - суры Корана, кита
* Караван-сарай Таш Рабат
* Медресе Шир-Дор
* Соборная мечеть в Кордове (зал тысячи колонн) - 8 век.
*Куббат ас -Сахра (Купол Скалы) - 687 г.
* Минарет Мальвия , 9 в.
* арабески
* Альгамбра ,13-14 вв.
* книжная миниатюра
* Мечеть Ахмета (Голубая мечеть) , Мимар Синан, 1609 г.
*Мавзолей Гур-Эмир, 15 в.

6. Искусство Индии
Индию населяют множество народов, что делает ее культуру многообразной и неповторимой . Основые религиозные верования индусов - индуизм (древнейшая и основная языческая религия, где существует множество богов - верховный Брахма, бог-охранитель Вишну, бог- разрушитель Шиву ит.д.- и вера в перевоплощение душ, обусловленных предыдущими поступками - добродетельными или дурными) , буддизм (вера в путь просветления - исправления человеческой натуры) , мусульманство (пришло в Индию с завоеванием арабских халифов), христианство (распространилось во времена пребывания английской колонией). Во многом традиции в изобразительном искусстве перенимались и смешивались, однако можно выделить и общую характерную черту - источником вдохновения служила природа- мир растений и животных.
Каменные сооружения и скульптуры распространились в период правления царя Ашоки (268-232 г. до н.э.) Сохранились монументальные сооружения - стамбхи - колонны, на которых высечены указы правителя , украшенные необычными капителями со скульптурными изображениями животных. Как мемориальный комплекс сооружаются храмы и погребальные памятники - ступы, по форме напоминавшие перевернутую миску-полусферу, в которых хранились реликвии Будды. Сама форма и планировка храма стала символичной. Часто в план ступы включается схема мандалы - геометрического символа сложной структуры, который символизирует модель Вселенной, «карту космоса», типичная форма — внешний круг, вписанный в него квадрат, в который вписан внутренний круг, который часто сегментирован или имеет форму лотоса. Мандала как сакральный символ широко используется в декоративном искусстве. Одна из самых древних сохранившихся ступ - ступа в Санчи, ее окружает массивная ограда, по четырем сторонам которой сделаны ворота - тораны, украшенные рельефом. Еще один тип индийского храма - пещерные храмы "чайтьи". Позже появляются храмовые комплексы, не высеченные в скалах, но напоминающие монолитные соороужения - горы - храм-ратха. Храмовые комлпексы украшались рельефами и скульптурами. Запрета на изображения человека и животных не было, их старались сделать достаточно реалистично, уделяя внимание женскому и мужскому началам (комплекс Кандарья Махадева в Кхаджурахо). Изображения Будды стали фактически каноничными. Наиболее распространенный - сидящий на земле Будда со скрещенными ногами (поза лотоса). Так как Будда был реальным человеком, прошедшим путь Просветления, возникла традиция изображения мудр - определенные этапы священного пути Будды выражались через специфическое положение рук, ладоней и пальцев.
Традиции мусульманского искуства появились с завоеванием арабами Индии с 11 в. Начали строиться мечети, минареты, медресе, мавзолеи, дворцы правителей. Расцвет мусульманского искусства в Индии связан с эпохой Великих Моголов (14-18 века). Особое развитие получили книжные миниатюры.

Темы для докладов (презентаций):
1. Будда и его изображение
2. Мандала
3. Тадж-Махал
4. Хава -Махал (дворец Ветров)


* книжная миниатюра;
* Стамбха Ашоки;
* статуя Будды в Поллонавура;
* Хава-Махал (Дворец Ветров);
* Ступа в Санчи;
* Шива Натараджа;
* Чайтья в Карли;
* мавзолей Тадж-Махал;
* тораны ступы в Санчи;
* храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо

7. Искусство Дальнего Востока (Китая и Японии)
Искусство Китая и Японии во многом имеет общие черты - многие традиции в архитектуре, живописи, ДПИ в островную Японию попали из великого континентального Китая. Есть и свои особенности, связанные со специфическими природными условиями и культурой. Природа и ее поэтическая трактовка становится основной главным определяющим фактором - появляется специфическое садово-парковое искусство, архитектура тесно связана с ландшафтом, в живописи появляются новые жанры и стили, отражающие природу. Под влиянием Индии, в Китае широко распространяется буддизм, конфуцианство (учение о порядке и равновесии в государстве), даосизм (учение о главном пути Дао- Пути Вселенной, в основе которой лежит равновесие, взаимодействие женского и мужского начал - инь и ян), в Японии развивается синтоизм - (синто - "путь богов", обожествление и одушевление пророды).
Китай
О дна из древнейших цивилизаций (около 6 тыс. лет), повлиявшая и на культуру сопредельных стран. В Китае появляется фарфор, бумага и тушь, первое книгопечатание. Яркой визуальной чертой китайской культуры становится сложная письменность иероглифами (современный выпускник средней школы обязан знать как минимут 3000 комбинаций иероглифов -слова, слога и буквы).
Яркой чертой китайского искусства становится керамика - от известных находок терракотового войска и рельефов гробницы Цинь Ши-хуанди (3 в. до н.э.) до расписного фарфора периода Мин, сюжетами для которых были не только цветы и орнамент, мифические существа - драконы, но и случайные эффекты перехода красок, трещин, затёков.
С приходом буддизма в Китай по всей стране начали строить грандиозные монастрыские комплексы, вырубленные по типу индийских в скалах, а также самостоятельные деревянные храмы и пагоды - высокие многоярусные башни, в которых хранились буддийские реликвии (Железная пагода имеет 13 ярусов). В строительстве деревянных храмов и домов проявилась специфика китайской архитекруты - многоярусные павильоны с постепенно уменьшаемыми последующими ярусами с обходными галереями и широкими выступающими чуть вздернутыми на концах крышами, поддерживаемым нарядными кронштейнами - доугунами (скорее всего такая конструкция крыши получила развитие из-за субтропического климата - с ливнями и ярким солнцем). Архитектурные комплексы имеюют четкую продуманную планировку, основной строительный материал - дерево - позволяет украсить здания как резьбой, так и ярким цветом (Запретный город).
Начиная с 5 века живопись (основным материалом которой были черная и цветная тушь, бумага, шелк) приобретает особую популярность. Картины создавались на длинных полотнищах - свитках-завершающимися дервевянными валиками. Они могли быть вертикальными и горизонтальными. Часто изображения дополнялись стихотворными текстами , которые писались каллиграфическим почерком.Особенность техники письма тушью - художник не может внести исправления в уже нанесенный штрих или пятно.Поэтому развивались правила, технологии написания тех или иных элементов.Пишутся трактаты о живописи. В 5 веке Сэнь Хэ пишет первый трактат "Шесть законов живописи". Выделяются несколько жанров, ставшими традиционными - жэньу (люди) - все что касается человека - портрет, исторические и мифологические сюжеты, дворцовый быт, хуа-няо (цветы -птицы) - в одной ветке, цветке или птице вмещается философия "великого в малом", шань-шуй (горы-воды) - пейзажи не конкретной местности , а , скорее, по памяти.Так возникла особенная перспектива - параллельная, рассеяная , где возникает множество точек зрения на бесконечный пейзаж и композиция выстраивается по нескольким планам, разделенным горами. Китайская живопись очень символична - каждый мотив пророды напрямую связан с благопожелательной символикой - пион -знатность и богатсво, бамбук - стойкость и мудрость, сосна - долголетие, сочетание бамбук, сосна, дикая слива - верная дружба. Рисовали в основном в двух манерах письма - гунби ("тщательная кисть" - разные цветами тонкой кистью с тщательной прорисовкой деталей ) и сеи ("живопись идеи" - черная тушь с мягкими размывами).
Япония
Япония, расположенная на островах, находится в районе с частыми землетрясениями и тайфунами. Потребность быстро восстанавливать жилище и хозяйства после стихийных бедствий, довольствие скромным бытом повлияла на японскую культуру и искусство. Древняя мифология японцев говорит, что все живое создали божественные супруги Идзанаги и Идзанами. От них произошли три великих бога: Атаррасу - богиня Солнца, Цукиёми - богиня Луны, Сусаноо - бог бури и ветра, не имеющие зримого облика и воплощавшихся в саму природу (горы, реки, водопады, деревья, травы и т.д.) в виде духов -ками. Поэтому вся природа может быть божественной , почитание её стало основой религии синтоизма - синто "путь богов".
Архитектура японцев во многом похожа на китайскую - это и храмовые постройки и монастрыские комплексы с типовой структурой и типичными видами строения - пагода и многоярусные павильоны из дерева (храмовый комлпекс Хорюдзи) - новшеством было добавление символических садов на небольшом участке земли с повторением природных ландшафтов в миниатюре. Главным элементом дзэнского сада (сад камней) были тщательно подобранные камни и вода (иногда и символическая, изображаемая галькой), дополняемяе нецветущими растениями. Другой тип сада - тянива ( "чайный сад") связан с чайной церемонией - к павильону, напоминавшему хижину, вел умиротворяющий сад. Искусство японских садов - один из важнейших вкладов в мировую культуру. Особыми чертами обладает традиционный жилой дом японцев - из-за частых землятресений он представляет собой каркасную конструкцию, где стены не несут опорную функцию, и могут раздвигаться, и даже сниматься, делая пространство интерьера и экстрерьера единым. В теплое время стены представляли собой решетчатую конструкцию, оклееную полупрозрачной бумагой. Дом стоял на сваях, что оберегало от затоплений, был легким , что делало его более гибким и устойчивым при землетрясениях. Широкие навесы оберегали бумажные стены от дождя и солнца, по периметру дома располагались веранды под навесами. Внутри дом не делился на комнаты, имел единое пространство, разделяемое легкими раздвижными перегородками или ширмами. Пол покрывался циновками-татами, на которых сидели. Все пропорции дома ориентированы на сидящего на полу человека. Мебели не было, все убиралось в специальные стенные шкафы. Главным духовным центром дома была ниша -токонома, где могла висеть картина или стоять композиция из цветов - икэбана ("жизнь цветов") В таком доме нет полностью изолированных помещений, что повлияло на особенность семейных отношений в частности, и в целом на особенность характера японцев.Продолжением японского дома был сад. Когда начали разрастаться города место сада заменили символические композиции - бансай (дерево в миниатюре) или икэбана. В композиции икэбана как правило присутствуют три элемента, символизирующие Небо, Землю и Человека. Так как все элементы символичны, то составление икэбаны - это прежде вс его возможность передать размышелния о жизни человека и его месте в мире. Во времена знакомства с европейской культурой в Японии стали строить замки с привычными архитектурными чертами, позже их заменили дворцы и резиденции.
Монументальная скульптура в основном создается для буддийских храмов.Уникальной японской традицией стала нэцке - минитаюрные скульптурки - элементы ДПИ (так как в японском костюме не было карманов, все прикреплялось к поясу с помощью брелока - нэцкэ) Существует порядка 20 популярных сюжетов для нэцкэ.
Живопись достаточно разнообразна - роспись стен и ширм, горизонтальные и вертикальные свитки, альбомные листы и веера. Культ красоты позволил дать название японской живописи - ямато-э. Под влиянием китайской живописи развились традиции письма тушью . Под влиянием живописи развиватся японская многоцветная гравюра, из-за лювбви к жанровости ее называют укиё-э ("каритны повседневного быта"). Гравюры делятся на театральные (изображаются актёры театра Кабуки в разных ролях) и бытоописательные (женские образы и сцены из жизни). Самым известным мастером гравюры был Кацусика Хокусай - его серия "Тридцать шесть видов Фудзи" является национальным достоянеием.

Темы для докладов (презентаций):
1. Гробница Цинь Ши-Хуанди
2. Традиции китайской живописи
3. Запретный город
4. Традиционный китайский костюм
5. Искусство Тибета
6. "Тридцать шесть видов Фудзи"
7. Икэбана
8 . Японский сад
9. "Золотой павильон" - Кинкакудзи.
10. Замок Белой Цапли (Химэдзи)


Самостоятельная работа № 8



Китай
* Великая китайская стена;
* Тяньтань (Храм Неба);
Тайхэдянь (Зал высшей гармонии);
* Запретный город;
* "Железная пагода" Тета Кайфын;
* Терракотовая армия (гробница Цинь Ши-хуанди);
* керамика периода Мин;
* Чжоу Фан ;
* Хуань Цюань;
* Ван Вэй ;
* Чжао Чжи .

Япония
* Замок Химэдзи (Замок Белой Цапли);
* Кинкакудзи (Золотой павильон);
* храмовый комлпекс Хорюдзи;
* сад Дайсэн-ин (монастырский комплекс Дайтокудзи);
* Икэбана;
* Бансаи;
* Масанори ;
* Кацусика Хокусай:
* Китагава Утамара ; * Сэссю (Тойо Ода) ;
* Тёсюсяй Сяраку ;
* Хасэгава Тохаку.

Краткий конспект по истории искусств для 2 класса. Введение в историю искусств.
Краткий коснпект по истории искусств для 2 класса. Искусство Древнего Мира.

Краткий конспект по истории искусств для 3 класса. Искусство Античности и Средневековья
Краткий конспект по истории искусств для 3 класса. Искусство Возрождения

Краткий конспект по истории искусств для 4 класса. Искусство 17-18 веков.
Краткий конспект по истории искусств для 4 класса. Искусство 18-19 веков.

Краткий конспект по истории искусств для 5 класса. Искусство 20 века.
Кароткі нарыс па гісторыі мастацтваў Беларусі. 5 клас.

 
     
 

 

©2009 ДХШ г. Гродно
ГлавнаяО школеУченикам и родителямГалереяКонтакт