Государственное учреждение образования

ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ г.ГРОДНО

 
ГЛАВНАЯ
ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
ЛАУРЕАТЫ КОНКУРСОВ
УЧЕНИКАМ И РОДИТЕЛЯМ
ГАЛЕРЕЯ
КОНТАКТ
ПОЛЕЗНОЕ


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

ЛАУРЕАТЫ КОНКУРСОВ

УЧЕНИКАМ И РОДИТЕЛЯМ

ГАЛЕРЕЯ

КОНТАКТ

ПОЛЕЗНОЕ

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВА ДЛЯ 3 КЛАССА. ИСКУССТВО АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (Н.В. ПАВЛЕНКО)

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА, АВТОРЫ
ИСКУССТВО АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
1. Античное искусство– общие понятия
2. Крито-микенское искусство
3. Искусство Древней Греции (мифология, керамика, архитектура, скульптура)
4. Древний Рим
5. Христианство – основные понятия.Библия в искусстве
6. Средневековье: Византия
7. Средневековье: Романский стиль
8 .Средневековье: Готика


 
1. Античное искусство– общие понятия
Античность (от лат. antiguus - древний) - общее название, определяющее культуры Древней Греции и Древнего Рима. Наследие этих стран оказало огромное влияние во всех областях жизни на многие культуры, и особенно -европейскую . Памятники античности до сегодняшнего времени не теряют своей актуальности. Наследие античной культуры являлось прекрасным образцом и источником вдохновления, но особенно важную роль сыграло в эпоху Возрождения и классицизма. Само понятие "античность" появилась в эпоху Возрождения, когда активно заинтересовались "древностями".
Периодизация:
1. Крито-микенская культура (30 -20 вв. до н.э.)
2. Древняя Греция. Гомеровский период (11 – 8 вв. до н.э.)
- с того времени мало сохранилось памятников культуры, но о нем прекрасно пишет Гомер (автор "Одиссеи" и "Иллиады") - поэтому название дано в его честь- гомеровский. Период зарождения мифов и легенд Др. Греции
3. Древняя Греция. Архаика (600-480 гг. до н.э.) -
греки отразили нашествие персов и появилась возможность свободно и спокойно жить и творить на территории Греции. Это период становления греческой архитектуры и скульптуры, развития мифологии.
4. Древняя Греция. Период классики (480 - 323 гг. до н.э.) -
323 год смерти Александра Македонского, который покорил огромные территории, не схожие по культурам (Египет, Передняя Азия) - это пестрота культур позднее стала причиной упадка Др. Греции. Время расцвета греческой архитектуры, скульптуры, керамики.
5. Древняя Греция. Эллинистический период (последняя треть 4 в. – 1 в. до н.э.) -
поздний период, он закончился в 30х годах до н.э. , когда римляне завоевали Египет, находящийся под влиянием греков (собственно Грецию они покорили раньше - во 2 в. до н.э.). Влияние греческой культуры распространилось по всему Средиземноморью.
6. Этрусская культура (доримская Италия) (8 – 2 вв. до н.э.) -
племена этрусков жили на территории Италии до завоевания римлян, были ассимилированы римлянами и передали часть своих культурных традиций.
7. Древний Рим. Республиканский период (5 -1 вв. до н.э.)
8. Древний Рим. Императорский период (1в. до н.э. – 476 г.н.э.)

Основные черты античного искусства:
- антропоцентричность ( человек стоит в центре измерения не только эстетических категорий, но и практических параметров (в архитектуре пропорции соотносятся с человеком))
- красота, мера, гармония - основные эстетические категории
- рациональность (можно просчитать и вычислить гармонические отношения, соотвественно, разработать каноны - законы, правила, определяющие идеальные пропорции)
- стремление к идеалу (калокагатия "прекрасен душой (поступками) и телом")
- культ тела человека (идеализируя богов, греки представляли их в образе человеческом и наделяли высшей телесной красотой, потому что не находили более совершенной формы)
- состязательность (как черта свободного человека - проявление себя в борьбе и состязаниях - художественных, поэтических, музыкальных, спортивных (Олимпийские игры), конных и т.д.).
- праздничность и гедонизм (получение наслаждения и удовольствия)
- мифология (боги и герои)


 
2. Крито-микенское искусство
Около 5000 лет назад на островах и побережье Эгейского моря складывается самобытная культура, которую называют эгейской, или, по названию главных центров, крито-микенской. В 12 веке до н.э. ее сменили древние греки. В начале 20 века англичанин Артур Эванс, в подтверждение своих догадок о реальных фактах в мифах Древней Греции, где воспевались дворцы и могущество царя Миноса, начал раскопки на острове Крит. Так был открыт Кносский дворец - знаменитый Лабиринт Минотавра. Изначально лабиринтом называли место, где хранится символ царской власти - двухсторонний топор - лаброс. Но так как кносский дворец сосотял из сотен различных помещений, которые были сгруппированы вокруг большого парадного двора, и имели весьма запутанную планировку - ходы и коридоры внезапно поворачивали, переходя в подъемы и лестничные спуски, часто заканчивались тупиком, комнаты примыкали одна к другой без выхода, к тому же дворец был многоэтажным и освещался только через световые колодцы или внешние проемы, то естественно появилась легенда о лабиринте, в котором сложно было найти выход и где жило чудовище - человекобык Минотавр. Бык на Крите считался священным животныи и часто изображался в искусстве. Много росписей с темой быка ( таврос "бык") было в кносском дворце. Уникальной была не только планировка, но и конструкция колонн - они расширялись к верху, имели более узкое основание, окрашивались в сочные яркие цвета (из-за недостатка освещения цвет должен быть насыщенным). Так же как и в Египте, в изображении людей использовался канон профиль-анфас, хотя изображения фигур в движении были более свободными. Частое изображение змей также говорит об культе. Скорее всего он был связан с культом домашнего очага ( скульптуры женщин-хранительниц со змеями) . Традиции греческой керамики также зародились в эгейской культуре - различной формы кувшины, украшенные орнаментом и изображением животных и обитателей морей. После разрушения Кносса (от землетрясения и войны с ахейцами) центром культуры стали крепости Микены и Тиринф. Окруженные стеной с кладкой из гигантских камней (получила название циклопическая кладка, по легенде стены сделали великаны с одним глазом - циклопы) в городах искусство было более суровым и простым. Вход в крепость Микены украшали Львиные ворота (рельеф с гербом - львы, опирающиеся на колонну). Неподалеку Генрих Шлиман (немецкий археолог и купец) открыл сокровищницы Атрея (подземную гробницу царяй Агамемнона в виде толоса). Сходство некоторых деталей (маска Агамемнона) говорит об влиянии Древнего Египта). Генрих Шлиман открыл также еще один центр эгейской культуры, воспетый в легендах - Трою.

Кносский дворец
лаброс
Тавромахия
Минотавр
Львиные ворота
Гробница Агамемнона
керамика
Жрица

3. Искусство Древней Греции

Мифы Древней Греции.
Мифология Древней Греции (мифы и легенды), как существенная часть религии и культуры греков, отражается не только в искусстве Древней Греции и Рима, но также, начиная с эпохи Возрождения, в общеевропейском и мировом искусстве . Различные сюжеты древнегреческих мифов постоянно используют и для прямой иллюстрации, и для создания собственных аллегорий. Языческая религия (вера в существования множество богов, которые отвечают за определенную часть явлений в мире) как воплощение силы богов в природе, существовала в форме мифов -от создания мира, Олимпийских богов и героев. Каждое явление, почти каждое занятие имели своего покровителя. Имена этих идолов специального назначения части забылись, когда в Греции утвердились олимпийские боги, которые взяли на себя, их функции и атрибуты. В древней религии было множество злых духов, нечистой силы, которые вредили человеку в повседневной жизни. От них пытались защититься всевозможными магическими средствами: переодеванием, танцами, громкой музыкой.Но были так же и прекрасные боги и богини: Персефона (богиня плодородия и царства мёртвых), Рея (мать олимпийских богов), Гея (богиня земли), Афродита (богиня любви). Артемида (всегда юная богиня охоты), Гера (покровительница браков), Гелиос (бог солнца), Посейдон (бог морей), Гефест (бог огня) и др.
Олимпийские боги были подобны людям - «Наши боги прекрасны, как наипрекраснейшие из людей». Также как и люди, они подвластны были страстям - любовь, зависть, гнев, могущество отражались в мифах. Им посвящались Олимпийские игры. Греки были уверены, что побеждает тот, кому помогают боги, и дают клятву сражаться честно. В настоящее время Олимпия (место обитания богов) - национальная святыня Греции.
Пантеон ("от греч. - храм всем богам") богов Древней Греции:
1.Первое поколение богов :
Сначала существовал Хаос, от Хаоса родились Нюкта/Никата/Никта (Ночь, Мгла), Эреб, Скотос (Мрак); Гея (Земля), Тартар (Бездна) и Уран (Небо).
2. Второе поколение богов:

Дети Нюкты и Эреба — Эфир (Воздух) и Гемера (День); братья-близнецы Гипнос (Сон) и Танатос (Смерть), Эрос(Любовь); Керы (Несчастья), Мойры (Судьба), Мом (Злословие и Глупость), Немезида (Возмездие), Эрида (Раздор), Эринии (Мщение); Ата и Апата Обман); Лисса (Бешенство, Безумие).
Дети Геи и Тартара — Понт (внутреннее Море); (отцы — Уран, Понт и Тартар) — Кето (владычица морских чудовищ), Нерей (спокойное море), Тавмант (морские чудеса), Форкий (страж моря), Эврибия (морская сила), титаны и титаниды, гекатонхейры и гиганты.
3. Третье поколение богов - олимпийцы (12 богов)
В число олимпийцев входили дети Кроноса и Реи (называемые Крониды):
Зевс —
верховный бог древнегреческого пантеона, бог грома и молний.
Гера — сестра и жена Зевса, покровительница брака, семейной любви.
Посейдон — бог морской стихии (часто не считался олимпийцем, так как его царство было морским)
Аид — владыка Царства Мёртвых. (часто не считался олимпийцем , так как его царство было подземным)
Деметра — богиня плодородия и земледелия.
Гестия — богиня домашнего очага.
А также потомки Зевса:
Афина — богиня мудрости, справедливости, наук и ремёсел, а также военного дела. Покровительница городов и мудрости.
Афродита — богиня любви и красоты.
Гефест — бог огня и кузнечного ремесла.
Гермес — бог торговли, хитрости, скорости и воровства. Покровитель странствующих.
Аполлон — бог света, покровитель искусств. Также бог-врачеватель и покровитель оракулов.
Арес - бог войны
Артемида — богиня охоты, покровительница всего живого на Земле.
Кроме того, к верховным богам относили:
Дионис — бог виноделия и веселья.
Гелиос — бог Солнца.
Гименей — божество брака.
Персефона — богиня весны, королева Царства Мёртвых.
К низшим божествам относили:
Водная стихия : наяды, нереиды, тритоны и др.
Воздушная стихия: Аура, Зефир, Борей, Эол и др.
Земная стихия (природа): сатиры, нимфы
Духи смерти и подземного царства: Аид (искл.- царь подземного царства, верховный бог), Геката, Минос и др.
Музы: Каллиопа — эпической поэзии, Клио — история, Мельпомена — трагедия, Полигимния —торжественные гимны, Терпсихора — танец, Талия —комедия и лёгкая поэзия, Урания — астрономия, Эвтерпа — лирическая поэзия и музыка, Эрато — любовная поэзия
Чудовища :
Василиск, Гарпии, Грифоны, Драконы, Единороги, Кентавры, Лернейская гидра, Мантикора, Медуза, Минотавр, Пегас, Сирены, Фениксы, Химера и др.
Герои (полубоги, маги):
Смертные потомки бога и смертной женщины, реже — богини и смертного мужчины: Ахилл, Геракл, Одиссей, Персей, Тесей, Ясон и др
Фактически все боги и божества изображались в Древней Греции, Древнем Риме и европейской культуре с эпохи Возрождения . Некоторые фигуры изображались и в эпоху Средневековья. .

Темы для докладов (презентаций):
Произведения искусств на тему древнегреческих богов, божеств, героев и событий

Керамика Древней Греции.
В период архаики сложились основные типы греческой керамики (вазы и кувшины), которые отличаются характерными особенностями: формой и росписью. Формы керамических сосудов самые разнообразные: амфора (самая распространенная , для хранения масла и вина) , кратер (для смешивания вина с водой) , гидрия (сосуд для воды) , лекиф (для хранения оливкового масла и как погребальный дар) и многие другие, в них хранилось абсолютно все - зерно, финики, масло, вода и тд., даже украшения. Фактически вся керамика расписывалась художниками - и вазопись стала самым высокоразвитым видом искусства. В Греции были тысячи мастерских по изготовлению керамики, наиболее прославленные гончары и художники подписывали вазы своими именами, ставили клеймо - Ефроний, Клитий, Эксекий , Мидий и т.д. Особенность древнегреческой вазописи - использование двух цветов - красной глины и черного лака, а также плотное украшение стен сосудов не только орнаментом (наиболее излюбленный мотив орнамента - меандр (изогнутая под прямыми углами линия) и пяти-семиконечный лист растения, но и обязательное изображение жанровых сцен, как бытовых, так и мифологических. Композиции на вазах столь подробно написаны, что благодоря им мы точно можем воспроизвести быт древних греков. Различают несколько стилей вазописи: геометрический (ранний, когда ваза полностью расписана орнаментом), краснофигурный ( красные фигуры на черном фоне), чернофигурный (черные фигуры на красном фоне).

Темы для докладов (презентаций): 
Росписи древнегреческих ваз - авторы и сюжеты.

Архитектура Древней Греции.
Архитектура Древней Греции стала основой европейской и служила примером для архитекторов всего мира. Величайшим достижением греков стало строительство храмов, для которых были разработаны правила (размеры , отношение частей, количество колонн и т.д.) и стили (декор)- ордерная система.
Первые "настоящие" храмы появились еще в период архаики, когда вместо дерева стали использовать желтоватый известняк и белый мрамор. Несмотря на то, что сегодня мы воспринимаем греческие храмы белыми , в древности многие детали были расписаны и храмы были цветными !
Типы планировок храмов развивались постепенно - от первого - прямоугольного в плане с двумя колоннами перед входом до сложных, с двумя -тремя рядами колонн по периметру - в периоды классицизма и эллинизма. Так как храм рассматривался как жилище бога среди на земле, внутри помещалась его статуя, входить и проводить церемонии дозволялось только жрецам и посвященным, а обычные люди могли видеть храм только снаружи (все массовые праздничные церемонии проводились около храма) , поэтому главное внимание уделяли красоте и гармонии внешнего облика храма.
Типы планировок храма (понятия ввел древнеримский архитектор Витрувий):
1. Мегарон (древнейший тип - огромный зал с алтарем в центре, снаружи напоминает обычный большой дом ("мега" - большой), с колоннами у входа тип планировки превращается в храм в антах)
2. Храм в антах - (самая древняя планировка) - внешние стены выступают, являясь опорой для крыши, между ними располагаются колонны ( см. Сокровищница Афин в Дельтах). Храму в антах не хватало некоторой представительности, поэтому для общегородских святилищ греки выбирают более сложную планировку.
3. Простиль - ( от греч. pro - впереди, stylos - колонна) вместо выступающих стен на главном фасаде стоит ряд колонн (иногда совмещали планировку храма в антах и простиль - тогда на первый план выходил ряд колонн, потом - анты (выступающие стены)) (см. Храм Августа в Пуле (Хорватия))
4. Амфипростиль - ("амфи" - "с обеих сторон") - колонны стоят на двух противоположных сторонах фасадов (см. Храм Ники Аптерос в Афинах)
5. Периптер (в буквальном переводе " периптер" - "со всех сторон оперенный") - со всех четырех сторон храма стоят колонны. Самый распространенный тип храма, иногда совмещался с планировкой храма в антах . (см. Парфенон в Афинах)
6. Диптер ( приставка "ди" означает "дважды", "двойной") - это храм, окруженный не одним, а двумя рядами колонн (см.Храм Артемиды Эфесской)
7. Моноптер и фолос.-
круглые в плане постройки. Если есть только колоннада с крышей над ней - моноптер, если за колоннами внутри храм окружен стенами - фолос (толос) . (см. Фолос в Мармарии, Дельфы;храм Сибиллы, Тибур)
Пространство за колоннами перед входом в храм, с его задней стороны или вокруг всей целлы (основной части здания) называют портиком. Портик может быть также отдельным элементом с колоннами, украшающими вход в здание или выступающим самотоятельно (см. Портик кариатид в Эрехтейоне, Афины)
Строительство храма было подчиненно определенным правилам, схемам - ордеру (в нем четко указывается соотношение всех частей стоечно-балочного типа
зднания - несущих, несомых, в которых используется единый модуль (мерка), а также стили декора )
Греки рарзабатывают три наиболее популярных ордера: дорический, ионический, коринфский, основываясь на пропорциях человека. Так, в основе дорического ордера лежит прототип мужской фигуры (более массивной), ионического - женской (более тонкой и высокой), коринфский (девичья, украшенная) тип ордера получил название из-за города Коринф, где важным элементом являлась богато украшенная колонна.
Структура греческого храма :
1. Стереобат , стилобат - основание, платформа на котором стоит храм
2. Колонны (опоры) - состоят из базы (основания), ствола (круглого), капители (навершия). Ствол колонны чаще всего сужается кверху (повторяя сужение ствола дерева) , может иметь расширени по центру (энтазис) - из-за яркого солнца и восприятия издали энтазис иллюзорно делает колонны прямыми, может быть обработан каннелюрами (желобками). Капители различаются по стилю - дорический - имеет простое прямоугольное навершие, ионический - верхняя плита заканчивается своебразным свитком - закруглением, коринфский - навершие украшают стилизованные листья растения акканта.
3. Целла - главное помещение храма
4. Анатблемент ( перекрытие,балки, опирающиеся на колонны и декоративно оформленные снаружи) - состоит из нескольких частей - архитрава, фриза (полоса украшений) и карниза. К каждом ордере имеет свои пропорции и декор
5. Фронтон (треугольное пространство под крышей на фасаде) - украшается рельефом, крыша может украшаться скульптурами - акротериями.
Кроме храмов, которые строились на акрополе - самой возвышенной части в центре города, греки строили и другие строения, необходимые для общественной жизни, которые возводились на агоре - рыночной площади (нижний город) возле акрополя - стадионы (остров Родос) для проведения состязаний, гимнасиумы (школы для спортсменов) театры (театр в Эпидавре), общественные здания для собраний , библиотеки . Славились и другими постройками: алтари (Пергамский алтарь) , пропилеи (Афины)- торжественный вход на акрополь, мавзолеи (мавзолей в Геликарнассе - одно из чудес света), Александрийский маяк (одно из чудес света).
Архитекторы древней Греции:
- Гермоген из Алабанды -
3-2 вв. до н.э. основоположник ионического стиля, храмы Артемиды Левкофриныи и Диониса в Теосе.
- Пифей -
мавзолей в Гелакарнасе, храм Афины в Приене, написал труды по архитектруре, где рассматривались преимущества ионического ордера
- Иктин -
автор Парфенона, храм Деметры в Элевнсине
- Калликрат -
строитель Парфенона
- Скопас (скульптор и архитектор) - храм Крылатой Афины в Тегее
- Гипподам - разработал систему регулярной (плановой) застройки городов (города Милет и Пирей) - "Гипподамова система". Система довольно проста и заключается в том, что весь город поделен на аккуратные одинаковые прямоугольные квадраты, между которыми проложены прямые, пересекающиеся наподобие сетки улицы. Главные улицы делались шире остальных. Если требовалось место для площади или храма - они застраивались вместо нескольких прилегающих кварталов. Система настолько проста и удобна, что сохранилась как один из принципов градостроительства до сегодняшнего дня.

Темы для докладов (презентаций):
Памятники архитектуры Древней Греции

Скульптура Древней Греции
В Древней Греции в эпоху архаики возник совершенно новый тип монументальной скульптуры. Если в других местах, например в Египте, скульптура обязательно привязывалась к стене храма или колонне (и тем дополняла парадный облик храма), то греки стали устанавливать изваяния отдельно , в стороне от псотройки, на высоком постаменте или вершине колонны. Правда, в период архаики постамент был не совсем высок, статуи просто стояли среди обычных людей, главное отличие было - это изображения богов, похожих на людей, а также простого человека (девушки, юноши), обязательно молодого и красивого или мужчины, добившегося успехов в спорте или военном деле. Так как одежда греков, в принципе достаточно проста (задрапированные куски материй), но не совсем удобна в спорте или битвах, то греки предпочитали бороться и состязаться обнаженными. Поскольку война и спорт были едва ли не единственными видами деятельности, где молодые люди могли проявить себя с лучшей стороны, то и в скульптуре изображали его соответсвенно - обнаженным, с безмятежным лицом победителя. Женские фигуры долгое время греки не обнажали, тщательно драпируя хитон ( одежда греков). На лицах статуй юноши (курос) и девушки (кора) всегда изображалась несколько странная, мечтательная улыбка, которую так и называют, говоря о периоде архаики - архаической улыбкой.
В период экономического и культурного подъема Греции - эпоху классицизма (480 - 323 гг. до н.э.) - произошли быстрые и масштабные изменения в скульптуре - были найдены оптимальные пропорции человеческого тела, научились показывать тело в движении, сложных поворотах и , передавать эмоции, .разработали принципы гармонии и красоты. Достижения были столь велики , что этот период стали нызывать "правильным" или "образцовым" - т.е. классическим.
Критий и Несиот - создали первый гражданский памятник, посвященный тираноубийцам Гармодию и Аристогитону. Позже Критий открывает скульптурную школу в Афинах.
Фидий
(490-430 до н.э.) - самый известный и почитаемый скульптор. Он создал одни из самых величественных статуй богов- Зевса в Олимпии (ксилохрисоэлефантная, один из чудес света Древнего Мира) , Афины Парфенос (Дева, ксилохрисоэлефантная ) и Афины Промахос (Воительница, бронзовая) в Афинах, а также под его руководством были созданы рельефы Парфенона (посвященные спору Афины и Посейдона, битве греков и амазоноки, рождению Афины и др.). Стараясь придать статуям монументальность, Фидий добивается идеальных, обобщающих черт- все должно быть совершенным. Золотое сечение получило в алгебре обозначение греческой буквой ф именно в честь Фидия, мастера, воплотившего его в своих работах.
Мирон (5 в.до н.э.) - мастер, добавивший движение в скульптуру. Время не пощадило его скульптуры, но они были столь знамениты, что множество других мастеров (и греков, и римлян) старательно делали копии. Наиболее знаменитая - Дискобол - бронзовая статуя юноши - победителя состязания по метанию дисков. Мирон удивительно точно передал ощущение движени, рывка - он "остановил " спортсмена за короткий миг до броска. Но кроме этого была решена возможно главная задача круглой скульптуры - динамического равновесия. "Афина и Марсий" - также известная скульптура, некогда украшавшая Афинский акрополь.
Поликлет (? - 430 ? г.до н.э.) - больше всего известен статуями атлетов. Поликлет разработал собственную систему пропорций человеческого тела, которую он изложил в тактате "Канон". Бронзовые статуи "Дорифор" (Копьеносец) и Диудамен (увенчивающий себя повязкой) - наглядный пример его системы, где в основе лежит модуль (определенная мера). Статуи представляют собой модель идеального человека.
Пракситель ( 390- 330 г. до н.э.) - мастер утонченной красоты. Ему принадлежит первая статуя с обнаженной женской фигурой - Афродита Книдская (только богиням дозволено демонстрировать свою красоту без одежды), сделанная по заказу жителей острова Коса, но перекупленная жителями острова Книд. Единственный оригинал, дошедший до нашего времени - "Гермес с младенцем Диониса"
Скопас (4 в. до н.э.) - архитектор и скульптор, добавил экспрессии в скульптуру. рельефы "Амазономахия", скульптура "Вакханка"
Лисипп ( 4 в. до н.э.) - придворный скульптор Александра Македонского. Мастер "идеальной" скульптуры - он изображал людей не "такими, какие они есть" , а "такими, какими кажутся". Автор многих портретов - Аристотеля, Сократа. Наиболее известная его работа - статуя атлета "Апоксиомен".
Леохар (4 в. до н.э.) - его творения являются примером античной скульптуры, вобравшими в себя все достижения с добавлением театрализованности -"Артемида (Диана) Версальская". "Аполлон Бельведерский" - один из лучших памятников Древней Греции.
В период эллинизма греческая скульптура становится излишне усложненной композиционно и тематически - более трагичной. Невероятно сложными и драматичными были рельефы, созданные несколькими мастерами (Дионисад, Орест, Менекрат и др.) Пергамского алтаря Зевса - уникального в своей автономности строения - он был вынесен за пределы храмов и превращен в самостоятельное архитектурное сооружения.
Харес (или Харет 3 в.до н.э.) - автор статуи Колосс Радосский, достигала в высоту 30 м. которая была одним из чудес света. К сожалению, создание этой статуи привело к гибели скульптора - он обанкротился и покончил жизнь самоубийством.
Агесандр, Афинодор, Полидор
(1в. до н.э.)- авторы скульптуры "Лаокоон и его сыновья"- сложной, динамичной и трагичной скульптурной группы. Не совсем убедительны детские фигуры , так как греки ценили красоту лишь зрелых людей и детей они изображали как уменьшенных взрослых .

Темы для докладов (презентаций): 
Памятники скульптуры Древней Греции

Мифология:
Олимпийские боги:
Зевс, Гера, Посейдон, Аид, Деметра, Гестия , Афина, Афродита, Гефест, Гермес, Аполлон, Арес, Артемида, Дионис, Гелиос, Гименей , Персефона
Герои :
Ахилл, Геракл, Одиссей, Персей, Тесей, Ясон и др
Божества:
сатиры, нимфы, наяды, нереиды, тритоны и др.

Вазопись (керамика):
Евфроний,
Клитий,
Эксекий,
Мидий

Архитектура (памятники):
Сокровищница Афин в Дельтах,
Храм Ники Аптерос в Афинах,
Парфенон в Афинах,
Храм Артемиды Эфесской,
Эрехтейон, Афины
Афинский Акрополь,
Мавзолей в Галикарнасе,
Стадион на острове Родос,
Пергамский Алтарь,
Театр в Эпидавре,
Пальмира -храмы

Архитекторы:
Гермоген из Алабанды,
Пифей,
Иктин,
Калликрат,
Скопас,
Гипподам,

Скульптуры:
Курос,
Кора,
Кариатида,
памятник тираноубийцам Гармодию и Аристогитону;
Зевс в Олимпии,
Афина Парфенос,
рельефы Парфенона,
Дискобол,
Афина и Марсий,
Дорифор,
Диудамен ,
Афродита Книдская,
Венера (Афродита) Милосская,
Гермес с младенцем Диониса,
Амазономахия,
Вакханка,
Апоксиомен,
Сократ, .
Артемида (Диана) Версальская,
Аполлон Бельведерский,
Пергамского алтаря Зевса,
Колосс Радосский,
Лаокоон и его сыновья

Скульпторы:
Критий и Несиот,
Фидий,
Мирон, .
Поликлет,
Пракситель,
Скопас,
Лисипп,
Леохар,
Харес,
Агесандр, Афинодор, Полидор

4. Древний Рим
В 1 тыс. до нашей эры вокруг города Рима возникло государство, которое назвали Рим. Во времена рассцета Риму принадлежали все прилегающие к Средиземному морю земли - как в Европе (римляне дошли даже до островов Англии и основали там колонии), так и в Азии и Африке. Для управления таким государством необходимы были строгие законы, сильное войско и хорошо налаженная связь.. История Древнего Рима делится на три основных периода:
- царский период (8-6вв. до н.э.) - время правления семи царей, которые избирались народным собранием ;
- период Республики (5 в. до н.э. - 30 г. до н.э.) - правление осуществлялось народным собранием, сенатом, консулами и различными магистратами;
- период Империи ( 31г. до н.э. - 476 г. н. э.) - время правления императоров.
К концу своего существования Рим был разделен на 2 части - Западный Рим (центр в Риме) и Восточный Рим (центр в Константинополе). В 476 году город Рим захватили племена готтов (варваров), разграбили и разрушили его. Именно эта дата считается концом Римской империи, несмотря на то, что Восточная часть Римской империи продолжала существовать еще 1000 лет - под названием Византия.
Рим, как гласит легенда, был основан в 753 году до н.э. Ромулом и Рэмом на левом берегу Тибра на 7 холмах (Палатин, Капитолий, Авентин, Эсквилин, Целий, Виминал, Квиринал) - на перекрестке торговых путей из Эртрурии в Кампанию, что быстро превратило его в экономический и политический центр. Огромную роль сыграли этруски, которых римляне завоевали и ассимилировали (последние цари Рима были этрусками, а многие традиции стали основой для римской культуры). После победы над Карфагеном Рим стал центром Римского государства. Так как территория Греции была также завоевана, многие культурные традиции римляне присвоили себе, для высшего света считалось обязательным знание греческого языка, философии и почитание греческого искусства (особенно скульптуры и архитектуры). В период Империи Рим стал центром мира. При императоре Траяне в Риме , по некоторым подсчетам, находилось 423 храма, 154 статуи богов из золота и слоновой кости, 22 конные статуи, 3785 статуй императоров и знатных римлян, 78 театров, цирков и библиотек, 2000 особняков и 867 терм.
Роль этрусков в римском искусстве.
Так как Этрурия находилась рядом - фактически на другом берегу Тибра, то многие традиции в архитектуре, ДПИ, способе обработки железа перенялись римлянами. Так, этруски умели делать своды, а храмы, более простые, чем у греков, украшались тосканскими колоннами (похожие на дорические). Именно этруски создали первый римский храм, который жители Древнего Рима считали главной своей святыней, - храм Юпитера, Юноны и Минервы на Капитолии (был разрушен варварами в 5 веке, так как крышу покрывала позолоченная черепица, которую приказали сорвать). Больше представления об искусстве этрусков дают их гробницы, стены которых украшались росписями, на которых часто изображался праздник - так как переход в загробный мир - это вечный пир (гробницы "Кампана", "Авгуров", "Львиц", "Щитов", "Чудовищ"), крышки саркофагов украшали портретные скульптуры. Римляне переняли традиции захоронения - как сожжение (для более бедных) и сохранение пепла и останков в специальных сосудах (урна, канопа из Сартеано) -позже для их хранения стали строить специальные помещения - колумбарии, так и сохранение тела в саркофагах (сакрофаг супругов из Цере) и гробницах для наиболие богатых, которые возводились в специальных местах и назывались городами мертвых (некрополь). Сами римляне любили возводить гробницы и колумбарии вдоль дорог, чтобы каждый проезжий мог почтить память умерших (традиции почитания предков сыграли большую роль в искусстве римлян). Они были великолепными мастерами -литейщиками, так, большинство бронзовых скульптур сделано ими (статуя Авла Метелла), более того, символ Рима - Капитолийская волчица - сделана этрусскими мастерами. Возникшие в Этрурии гладиаторские бои стали одним из основных развлечений римлян. Письменность этрусков до сегодняшнего дня не расшифрована.
Период Республики
Рим появился на нескольких холмах (Капитолий, Палатин и Квиринал), а вся общественная жизнь проходила на площадях, где строились храмы и общественные здания (суды, архивы (!) и тд.) - на форумах проходили все главные городские события: собрания, советы, торги, обучение детей и т.д.. Центральной площадью Древнего Рима стал Римский форум, к которому сходились все дороги (форум Романум). Римские дороги имели важное стратегическое значение, они объединяли различные части страны и их делали особенно прочными. Ведущая к Риму Аппиева дорога (VI--III вв. до н. э.) - сохранилась до сих пор. Так как потребности у римлян были разными и грандиозными - возникли новые типы сооружений - амфитеатры, термы, триумфальные арки, акведуки и др. Римляне в искусстве строительства вообще достигают гораздо большего прогресса, чем греки. Особую роль в архитектуре сыграло изобретение бетона и нового конструктивного элемента - арки. Именно эти изобретения дали возможность строить огромные сооружения - многоэтажные здания (амфитеатры, дворцы, дома-инсулы), мосты и акведуки. После завоевания греческих колоний, римляне активно используют достижение греков - ордерную систему, но в отличии от греков, она применяется не как конструктивный элемент, а как декоративный (часто колонны используются просто как повод украсить здание - колонны как декор украшают стены, появляется иммитация их в виде полуколонн, пилястр). Особенно популярный был мотив коринфского ордера. Так как храм был основным сооружением, а римляне были язычниками, на форумах возводилось несколько храмов. В отличии от греческих, они стояли на высоких подиумах, акцент делался на главном фасаде с глубоким портиком, важную роль играл интерьер, так как основные почести богам воздавались внутри, а не снаружи храма (храм Портуна на Бычьем Форуме) . Часто возводились храмы круглого типа (храм богини Весты на Бычьем Форуме, Храм Сибиллы в Тибуре). Достижения архитектуры были столь существенны, что римский архитектор Витрувий (70-20 гг до н.э.) написал трактат "Об архитектуре" в 10 книгах, где дал определение типам ордера, способу строительства и строительной техники, теоретические и практические рекомендации. Именно он вывел формулу архитектуры: триединство трех компонентов - пользы, прочности и красоты.
Культ предков играет важную роль в искусстве Древнего Рима - знатные римляне заказывали скульптурные изображения покойного либо в виде стелы, которую ставили на могилу, либо в виде портретных бюстов, которые хранились дома, от мастеров требовалось точное следование натуре ( часто с умершего просто снимали восковую или гипсовую маску для полного соответсвия). Чем больше масок и бюстов хранилось дома - тем знатнее был род. Скульпторы ничего не изменяли и сохраняли все мелкие подробности - от морщин до бородавок (голова старика). С развитием общественной жизни и ростом роли удачных политиков, победоносных военачальников, государственных деятелей в Риме появляется не только надгробная, но и светская скульптура, а так как бюсты не выполняли возложенную роль - прославление - был придуман новый тип статуи - тогатус - где почетный римлянин был закутан в тогу(тогатус Барберини - статуя римлянина с бюстами предков). Обычай изображать в таком виде дипломатов и полководцев сохранился в европейских странах до середины 19 в (часто под тогами были современные тому времени костюмы). Римская скульптура, в отличии от греческой (которая прежде всего создавала идеал, образец) - реалистична, даже натуралистична и до сих пор считается одним из наиболее реалистичных образцов жанра за всю историю искусства. Значительно позже, во времена империи - скульптура становится более обобщенной и идеалистической, так как ставятся другие задачи - обожествление, почитание и пропаганда власти.
Наиболее ранняя сохранившаяся живопись (3 в. до н.э.) древних римлян найдена в гробнице - представляет сцену битвы. Однако полное представление о живописи римлян дают города Помпеи и Геркуланум - погребенные под пеплом в 79 г.н.э. при извержении вулкана Везувий и польностью сохранившиеся. Их случайно нашли при строительстве водопровода в 1748 году. Раскопки продолжаются до сегодняшнего дня. Именно эти города (планировка города, различные типы строений, интерьер) - неизмененные течением времени - раскрывают римскую культуру и искусство в певрозданном виде. В домусах (традиционный тип городского строения с глухой наружной стеной, внутренним центральным залом- атриумом) и виллах (загородные имения, где центральный зал - атриум - становиться внутренним двориком с фонтаном) сохранились фрески, которые позволяют выделить 2 стиля росписи стен - 1 - орнаментально-архитектурный (первый помпейский стиль), с геометрическим орнаментом и лепными архитектурными деталями и 2 - архитектурный (второй помпейский стиль), где лепнина остутсвует, а все архитектурное пространство изображается достоверно с помощью света и тени, изображается городской пейзаж (парки, сады - вилла императрицы Ливии в Риме ) и жанровые сцены с людьми (вилла Мистерий).
Период Империи
Первым императором был племянник Цезаря - Октавиан Август. Именно он заложил основы имерского слиля. С тех пор римское искусство ориентировалось на идеалы, котороые провозглашали правители. Самые замечательные памятники архитектуры относятся к первым столетиям нашей эры. Каждый правитель считал делом чести строить значительные сооружения. Император Август хвалился, что застал Рим кирпичным, а оставил мраморным. В честь полководцев возводились триумфальные арки (Арка Тита 79-81 г., Арка Константина, Арка Септимия Севера), для развлечения народа был построен гигантский амфитеатр Флавиев - Колизей (70-80 гг.н.э.), император Траян остроил форум, где в центре воздвигнута была колонна Траяна, при императоре Андриане построен Пантеон (2 в. н.э.) - храм всех богов, а также замечательная загородная резиденция - вилла Андриана в Тибуре, в Риме построен мавзолей (позже в Средневековье частично перестроенный и названный Замком Святого Ангела), в 3 веке император Каракалла отсроил грандиозные бани - термы, при Максенции распространился новый тип строения -базилика, который позже сыграл важную роль в церковном строительстве.
Скульптура
также отличалась - создавались грандиозные, колоссальные памятники в честь императоров и полководцев (триумфальные арки и колонны, ростральные колонны, статуя Константина, конная статуя Марка Аврелия и др.), портреты правителей (бюсты) ваялись в невероятных количествах (портрет императора Нерона). Большинство скульптур предназначалось для публичного осмотра и выставлялись на форумах.
О традициях живописи дают представления сохранившиеся фрески в Помпеях и Геркулануме. Отдельно стоит упомянуть римскую мозаику - орнаментальные и жанровые панно украшали не только пол, но и стены ( Битва Александра Македонского). Иногда мозаики, которыми римляне украшали свои дома, бывают очень смеш­ными. В частности, есть известная мозаика, на которой изображены скелетики рыб, какие-то объедки, огрызки или мозаика перед входом в дом с изображением собаки и надписью "берегись собаки"
Важными вехами имперского периода стала борьба с христианством и признание его на государствеенном уровне -в 313 году император Константин объявил христианство разрешенной религией в Римской империи (Рим начинал многобожием, закончил единой верой - христианской). В 330 году на месте колонии Византий был основан город Константинополь , который объявят новой столицей Римской империи (позднее она разделится на две части - Западную и Восточную Римские империи).

Темы для докладов (презентаций):
Памятники искусства Древнего Рима:
1) Пантеон,
2) Колизей,
3) Триумфальные арки,
4) Колонна Траяна,
5) Статуя Марка Аврелия,
6) Капитолийская волчица,
7) Жилые дома римлян : вилла, домус, инсула.
8) Витрувий - трактат "Об архитектуре"


Архитектура:
Гробница Флабеллиев

храм богини Весты на Бычьем Форуме,
храм Сибиллы в Тибуре,
храм Портуна на Бычьем Форуме,
Гарский мост (акведук в Ниме),

мост Мульвия

Помпеи, Геркуланум,
вилла Мистрия

Арка Тита,
Арка Константина,
Арка Септимия Севера,
Колизей
,
форум Траяна,
Пантеон,
Вилла Андриана в Тибуре,
мавзолей Андриана (Замок Святого Ангела) ,
термы Каракалы,
базилика Максенция

Скульптура:
канопа из Сартеано,
сакрофаг супругов из Цере,
статуя Авла Метелла,
Капитолийская волчица

голова старика (бюст предка),
тогатус Барберини - статуя римлянина с бюстами предков

Император Август,
голова императора Нерона,
колонна Траяна

Живопись:
вилла Мистрия вПомпеях,
вилла императрицы Ливии в Риме ,
мозаика "Битва Александра Македонского")

5. Христианство – основные понятия. Библия в искусстве – основные сюжеты
Христианство - самая крупная мировая религия, христианские общины есть практически в каждой стране. Христианство стало основной религией для европейской культуры и многом определило развитие искусства. Строительство храмов, внешнее и внутреннее украшение - росписи, иконы, картины и скульптуры - способствовало как прогрессивным изменениям в искусстве, так и сохранению традиций. Часто христианское искусство влияло развитие светского и наоборот.
В христианстве различают 3 основных конфессии: католицизм, протестантизм и православие. Первый раскол произошел в 1054 году - изначально единая христианская религия разделилась на католицизм (Западная Европа) и православие (Византия и Восточная Европа). В 1517 Мартен Лютер публично обвинил римско-католическую церковь в искажении истинных ценностей и объявил протест против некоторых постулатов церкви. Несмотря на единую веру, различие в трактовании некоторых догматов привело к созданию характерных особенностей визуальной культуры у всех конфессий.
Общее:
- традиция почитания единого Бога, творца Вселенной и человека,
- идея Троицы - Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух,
- идея абсолютной ценности человеческой личности, созданной Богом по своему образу и подобию,
- все люди равны перед Богом,
- христианство подразумевает посмертное существование: в аду, раю и в чистилище (последнее - только у католиков),
- все христиане признают таинства крещения и причащения,
- православные и католики признают дополнительно 5 таинств: миропомазание; покаяние (исповедь перед Богом в присутствии священника и отпущение грехов); рукоположение (возведение в духовный сан); брак; соборование (помазание елеем тела больного)
Различие:
Протестантизм:
Не признается роль посредников между человеком и богом, Библия является высшим авторитетом по всем вопросам, трактовать Библию может любой верующий. Крещение совершается в зрелом, сознательном возрасте, большинство протестантов отрицают монашество (исключение - монастыри у англикан), а также отрицают иконы, почитание святых и поклонение мощам. Украшение храмов - молельных домов максимально упрощено, фактически отсутвует, есть только изображение креста. Богослужение сосредоточено на проповеди, молитве, пении псалмов на национальных языках.
Православие:
Священник - посредник между человеком и богом. Трактовать Библию может только священник. Целибат только у монашества. Церковные обряды пышные и церемониальные. Особенности богослужения, сопровождение только голосовыми песнопениями, отсутвие лавок для прихожан из-за традиций поклонов, различие между живописью и иконописью (святость икон). Храмы богато украшены - в основном только иконами, а также живописными росписями стен , без скульптур, алтарное пространство закрывает иконостас. Стиль традиционный, каноничный, без заметного влияния светского искусства, нет стилистического разнообразия.
Католицизм:
Священник - посредник между человеком и богом. Трактовать Библию может только священник. Целибат у священников и монашества. Церковные обряды пышные и церемониальные. Единство церкви под правлением единого главы - Папы Римского, наличие различных монашеских орденов. Вера в чистилище,где можно освободиться от грехов. В молитве предполагается коленопреклонение - в храмах предусмотрены специальные лавки для прихожан. Музыка в католическом храме может быть не только певческая, но и инструментальная. Храмы богато украшены скульптурами, картинами, росписями стен, редкими иконами, алтарь - открытый. Стили искусства представлены широко, достижения светского искусства используются в религиозном.

Символика христианского храма:
В христианской религии храм является не только местом сбора верующих, но и несет символическую нагрузку. Смысловое значение имеет ориентация храма, планировка, определенные зоны храма, количество куполов и прочее.
1) раположение по оси - восток-запад, где алтарь располагается на востоке, а запад (вход) символизирует земную, греховную жизнь (так, на западной стороне принято размещать сцены Страшного суда), средняя часть посвящена пути просветления или праведной жизни. Верущий, проходя путь от входа до алтаря, проходит путь очищения.
2) типы строения храма: базилика (корабль) - свообразный Ноев ковчег, главная задача - спасение души в "бурном море" жизни, купольная базилика (с поперечным нефом-трансептом) - в основе плана - латинский крест, на средокрестии которого возвышается купол - символ Небес, крестово-купольный храм - в основе равносторонний греческий крест, храм имеет центрическую планировку, где в центре (под куполом) находятся наиболее важные символы веры. Крест один из основных символов христианства - символ распятия, жертвенности Христа. Три двери - входа символизируют Святую Троицу. Круглые церкви-ротонды (символ вечности) говорят о бесконечности существования Церкви. Восьмиугольники имитируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Такие храмы говорят о Церкви, как о путеводительнице.
3) Стены храма рассматриваются как повествование Евангелия - сцены из жизни Христа, Богоматери, образы святых и мученников. Стены храма, в основном, расписываются ярусами, начинаясь с высоты человеческого роста. По богословскому учению, «люди несут в себе образ божий, хотя и замутненный грехом», и таким образом сами становятся одушевленными иконами.
4) Алтарь - преддверие Небес (здесь совершаются священнодействия, и в эту часть могут входить только священнослужители).
5) Иконостас - в православном храме разделяет место для верующих и место таинств богослужения, символизирует границу между земным и Небесным миром.
6) Купол имеет свое сакральное значение прежде всего - это Небеса, царство Христа. Количество куполов символично:
- 1 купол — единство Бога или Иисус Христос;
- 2
купола — два начала Христа (человеческое и Божественное);
- 3 купола — Святая Троица;
- 4
купола — четыре Евангелиста и четыре стороны света;
- 5
куполов — Христос в окружении четырех Евангелистов;
- 7
куполов — семь Церковных таинств, семь Вселенских Соборов и семь добродетелей;
- 9 куполов — девять чинов Архангельских;
- 13
куполов — Христос и двенадцать Апостолов;
- 25
куполов — апокалиптическое видение престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев;
- 33 купола — число земных лет Иисуса Христа.
Цвет купола также имеет значение: Золото символизирует Небесную славу. Поэтому золотят купола у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам (двенадцать главных праздников церковного года, исключая Пасху). Купола синие со звездами устанавливают на храмы, посвященные Богородице, так как звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Зеленый — цвет Святого Духа, поэтому храмы с зелеными куполами посвящаются Троице. А храмы, освященные в память Святых, могут иметь как зеленые, так и серебряные купола. Еще иногда встречаются храмы с сиреневыми или фиолетовыми куполами. Это цвет креста, и обычно такие храмы посвящены празднику Воздвижения Креста Господня. Ну а в монастырях можно увидеть черные купола, так как черный — цвет монашества.

Центральное значение в христианстве играет Библия - собрание священных текстов, служащим первоисточником и правилом веры. Библия сосотоит из Ветхого Завета и Нового Завета:
Ветхий Завет
- 39 книг - также называются еврейской Библией, так как они имеют священный характер в иудаизме. Пятикнижие (Тора) - от создания мира и человека до прихода евреев в Моав. В этой книге описаны: грехопадение, изгнание из рая Адама и Евы, всемирный потоп и Ноев ковчег, жизнь Авраама, Исаака и Иакова. Иосиф в Египте. Разделение Израиля на колена.Пророки (Невиим)- основные события: расселение колен Израилевых, основание царства, правление Давида и Соломона. Основание Иерусалима и строительство Первого Храма. Разделение Израиля на два царства.Писания (Ктувим) Вавилонское пленение, разрушение Первого Храма. В 515 г.до н.э. – постройка Второго Храма Зоровавелем после падения Вавилона. События книги Эсфирь в правление Артаксеркса (465—424 гг. до н.э.). Пророки Даниил, Ездра, Неемия.
Новый Завет - 27 книг - четыре канонических Евангелия, Деяния апостолов, 21 послание апостолов и Откровение Иоанна Богослов -Евангелия - это жизнеописанияИисуса Христа. Остальные книги – письма апостолов, книга Деяний, рассказывающая о первых годах жизни церкви, и пророческая книга Откровения.
На протяжении всего существования христианства библейские сюжеты были основой для изобразительного искусства (живописи, скульптуры и графики)
Наиболее популярные сюжеты:
Ветхий Завет:
Ад и потоп, Адам и Ева, Вавилонская башня, Пир Валтасара, Сотворение Адама, Юдифь и Олоферн и др.,
Новый Завет:
Бегство в Египет, Благовещение, Брак в Кане Галилейской, Возвращение блудного сына, Голгофа, Избиение младенцев, Крещение Христа, Нагорная проповедь, Несение креста, Оплакивание Христа, Пир в доме Левия, Поклонение волхвов, Поцелуй Иуды, Призвание первых апостолов, Распятие Христа, Страшный суд, Тайная вечеря, Успение Богородицы, Четыре апостола и др.

Темы для докладов (презентаций):
Библейские сюжеты


6. Средневековье: Византия
В 395 году Риммская империя была разделена на 2 части: Западную Римскую империю и Восточную Римскую импрерию -Византию, к которой отошли наиболее развитые области бывшей Римской империи, в том числе и Греция. Византия стала хранительницей и продолжательницей римских художественных традиций - сами византийцы называли себя римлянами . Стремление к роскоши и пышности было характерной чертой византийских императоров. Кроме сохранения традиций (арки, мозаика, базилика - Монастырь Св.Екатерины в Синае, 4 в.н.э.), в Византии был сделан и свой вклад в развитие архитектуры и живописи. Прежде всего это изобретение конструкции купола на парусах (6.в.н.э. (324 г . первая постройка, -536 - перестройка, арх. Исидор Милетский и Анфимий Тралльский ), позже - конструкция крестово-купольного храма, которая стала основной для православной культуры. Внутреннее украшение храма обязательно было роскошным - стены, своды и купола фактически полностью покрывались мозаиками и фресками . Особенностью византийской мозаики была фактурная многоцветная стеклянная смальта - благодаря этому свет преломлялся под разным углом и от нее отходило своеобразное сияние (особенно хорошо это передавала золотая смальта) - наиболее сохранившиеся примеры мозаики находятся в Равенне - церковь Сан-Витале, Сан-Апполинаре, мавзолей Галлы Плациды. Тогда же был разработан строгий порядок размещения библейских сцен - купольное пространство отдавалось Христу Вседержителю, на парусах находились изображения 4 апостолов и т.д.
Влияние греческой культуры сказалось на том, что византийцы предпочитали делать опоры куполов не на столбы (исключение массивные конструкции, как, например, Софийский собор), а на колонны, что делало храмы невероятно воздушными. Но, в отличии от греков, капители колонн в Византии декорировались достаточно сложно и пышно.
В связи с тем, что ранние христиане противопоставляли себя язычникам, у которых боги воплощались прежде всего в скульптурных изображениях, у византийцев мало примеров круглой станковой и монументальной скульптуры, в основном - это декоративная резьба и небольшие рельефные украшения.

Наибольший вклад в развитии христианского искуства сделала византийская иконопись. Икона (греч. "образ") - священныхе изображения, предназначенные быть посредником между миром Божественным и земным - изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания у православных и католиков, закреплённого постановлением Седьмого Вселенского собора 787 года (Почитание образа есть почитание первообраза). Пережив сложный период иконоборчества, были разработаны основные правила и каноны церковной живописи для передачи святости и духовности создаваемых образов веры - от Христа и Бога Отца до простых святых и мученников. Кроме отбора основных тем изображения, были отработаны и основные композиционные схемы, символика цвета и деталей, поясняющих изображение. Композиции икон передавались в специальных книгах-прорисях и распространились по всем землям православия.
Характерными особенностями икон становятся :
-
изображения несут условный характер, поэтому многие пропорции не соблюдены. Мастер пытается передать не форму, а суть предмета,
-
пространство очень часто изображается в обратной перспективе, что имеет определенный символический смыс - икона взирает на нас, а не зритель смотрит на икону,
-
внешние источники света отсутствуют. Сияние исходит от ликов и фигур,
-
несколько разновременных событий на одной иконе могут происходить одновременно,
- отсутствие случайных деталей,
- фронтальность изображения (обращенность их к зрителю),
- строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери,
- подчеркнуто высокий лоб - средоточие духовного начала, сияющий нимб вокруг головы,
- пристальный, суровый взор увеличенных глаз, состояние аскетического бесстрастного покоя,
- декоративность и условность одежды, подчеркивающей бесплотность, бестелесность фигур.
Наиболее жестко регламентирована иконография Богоматери (Оранта, Умиление, Одигитрия и т.д.) и Иисуса Христа (Пантократор, Спас, Пастырь и др.). Неизменное следование канонам стало отличительной чертой православной живописи, сохранившей фактически полностью иконописные традиции. Однако, начиная с 17 века, в иконопись проникают традиции "светского письма" - светотеневая моделировка, перспектива, реальные пропорции человека, портретность и др. К иконописанию привлекаются светские, в том числе и неверующие, художники.
В большей степени схематичная и стилизованная православная икона имеет несколько слоев понимания:
- первый - самый простой – сюжетный.
Он считывается с непосредственного изображения, с жестов, пространства, надписей, с того, что на первом плане. Здесь очень важно знать содержание и историю сюжета
- второй слой прочтения – смысловой. Он передается не через сюжет, а через цвет, свет, лик, одежду, позу. Существует своя символика цветов, каждый из которых означает тот или иной смысл.
- третий слой – нравственный, выражающий личное отношение к иконе.
- четвертый смысл иконы - самый сложный. Он обращает нас к сакральности
, к Царству небесному, в котором устанавливаются отношения с невидимым миром. Дойти до этого уровня очень сложно, потому что это уже уровень созерцания невидимого, который собственно и не нуждается ни в каком образе и доходят до него опытные в молитве и духовном подвиге.

Особую роль в структуре храма играет иконостас - перегородка алтарного пространства, за которой происходят церковные таинства. Православный иконостас окончательно установился в 17 веке, имеет несколько рядов, и расположение икон имеет строго определенное место..

Верхний ряд — праотеческий, представляющий ветхозаветную историю от Адама до Моисея. Здесь можно увидеть Адама, Авеля, Ноя, Сима, Авраама и т.д.
Второй ряд — пророческий, где помещаются иконы ветхозаветных праведников, через которых было получено откровение о воплощении Спасителя и о Богородице. Это вожди, первосвященники, судьи, цари, пророки Давид, Соломон, Даниил. В центре этого ряда обычно находится икона Божией Матери «Знамение».
Третий ряд — деисус (от греческого «молитва», «моление»). Этот ряд — важнейшая часть православного иконостаса и есть в любой православной церкви, даже если ее иконостас одноярусный. Он символизирует моление всей Небесной Церкви Христу. Центральная икона этого ряда — «Спас в силах» — изображает Иисуса как судью всего мира (в царском или архиерейском облачении на небесном престоле). Слева и справа — образы предстоящих пред Господом в молитве Богородицы и Иоанна Крестителя. Также здесь находятся иконы молящихся Апостолов и других Святых, поэтому этот ярус иногда называют Апостольским.
Четвертый ряд — праздничный — появился в иконостасе в XIV веке. Здесь изображается земная жизнь Христа («Рождество Богородицы», «Введение во храм», «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Вознесение», «Троица», «Успение Богоматери», «Воздвижение Креста») — то есть главные православные праздники.
Нижний (местный) ряд уникален в каждом храме. По обеим сторонам от Царских Врат помещаются иконы Спасителя и Богоматери, а рядом с образом Христа — храмовая икона, изображающая тот праздник или того святого, которому посвящается храм. По ней всегда можно определить название храма. Выбор остальных икон ряда зависит от местных потребностей и характера церкви.


Монастырь Св.Екатерины в Синае
храм Святой Софии в Константинополе,
церковь Сан-Витале,
церковь Сан-Апполинаре,
мавзолей Галлы Плациды.


Спас Нерукотворный
Христос Вседержитель

Богоматерь Оранта,
Богоматерь Одигитрия

7. Средневековье: Романский стиль
После падения Рима в 476 году закончилась история Западной Римской империи и начался период Средневековья. Более 1000 лет называли Темными временами - так как большинство достижений Античности были уничтожены или забыты. Раннее Средневековье - 5-9 века нашей эры - время постоянных войн и становления новых государств - самым большим - Франкским - управляли династии Меровингов и Каролингов (Карл Великий, мечтавший возродить Римскую империю, пригласил в город-столицу Ахен- лучших поэтов, музыкантов, художников и архитекторов. Но даже тогда строительство в большей степени велось по принципу - разобрали старую постройку - собрали на новом месте. Наиболее значительная постройка - королевская капелла (сохранившаяся часть королевского дворца) в Ахене 805 г.- построена по византийским образцам). В этот период не было создано сколь-нибудь значительных памятников, однако предметы художественного ремесла -ковки, резьбы - были сделаны на высоком уровне, с использованием весьма сложного зооморфного и плетенного орнамента. Художественное ремесло касалось и рукописных книг - чаще всего это были Библия или другие священные писания. Буквицы и иллюстрации (из называли миниатюры из-за используемой красной краски "миниум") достигали весьмы высокого художественного уровня -особенно выделяется ирландская школа со сложным орнаментом. Так как создание такой книги было достаточно длительным и трудоемким, стоимость их была очень велика. В архитектуре секреты римских построек были забыты настолько, что при создании гробницы короля Теодориха (520 г., Равенна) купол высекли из цельного камня, а не создали из частей.
Романский период охватывает 10-12 века и связан, прежде всего, с феодальными войнами и Крестовыми походами. Знакомство с культурой Византии, сохранившей и развившей римские достижения, а также жизненная необходимость для дворян - возведение укрепленных каменных оборонительных сооружений - замков и крепостей -для защиты от "дружеских" соседей породило бум фортификационного строительства - с мощными крепостными стенами, подъемными мостами и рвами, окружавшими крепость, башнями-донжонами и внутренним двором, на котором размещались не только хозяйственные постройки, но и жилые здания (замок Лош - 9 век). Толстые стены, узкие окна-бойницы, минимальный внешний декор (если и есть, он функционален - зубцы на стенах - возможность спрятаться от стрел, машикули - навесные бойницы, обходные галереи) , основной материал - камень (кирпич был плохого качества) - характерные черты романского замка. Позже крепостными стенами стали окружать не только замок, но и город, иногда крепостных стен у города было несколько - по мере роста города возводились на новом месте.(Каркассон - город-крепость 5-13 вв.) .
Романским стиль назван из-за подражания римской архитектуре - прежде всего арочным конструкциям - был первым стилем, распространившимся по всей католической Европе, от Дании до Сицилии и проявился в строительстве церквей и монастырских комплексов. Именно там находились сохранившиеся античные литературные источники и записи. Также распространению римских традиций способствовали строительные артели монахов, которые накапливали и развивали опыт строительства больших зданий, путешествуя из города в город. Но толчок стремительному развитию архитектуры дало приближение 1000 года - как тогда полагали - конца света, и спасти душу можно было лишь в храме. Храмы строились повсеместно, давая возможность развивать искусство архитектуры (собор Успения Пресвятой Девы Марии и ксмпанила в Пизе - 1063, церковь Санкт Михаэль в Хильдесхейме 1001, церковь Нотр Дам -ля- Гранд в Пуатье 1086). Основные типы строения храмов - базилика и купольная базилика, на углах фасада возводились башни, башня большего размера возводилась на средокрестии (собор в Вормсе 11 в. , церковь Святого Петра и святого Павла в монастыре Клюни 7-11 вв..) . Внутренняя структура храма усложнилась и потребовала дополнительных зон - так появились отдельные капеллы, где хранились останки святых. Из-за стремления сделать здания выше толщина стен была достаточно большая, что вынудило делать не только дополнительные опорные конструкции в виде апсид или других объемов , но и перспективные входные арки-порталы. Их декорировали скульптурой. Уже с 11 века декор внешних стен скульптурными группами становится нормой - рельефы чаще всего находились на западном фасаде, где располагались вокруг порталов (чаще всего вход украшался темой Страшного суда) или размещались по поверхности фасада в аркатурных рядах.
Живопись романского периода, к сожалению, сохранилась плохо. В большинстве своем - это или орнаментальное украшение, или росписи и мозаики в византийском стиле.


гробницы короля Теодориха,
королевская
капелла в Ахене,

замок Лош,
Каркассон,

собор Успения Пресвятой Девы Марии и ксмпанила в Пизе,
церковь Санкт Михаэль в Хильдесхейме ,
церковь Нотр Дам -ля- Гранд в Пуатье ,
церковь Святого Петра и святого Павла в монастыре Клюни

8 .Средневековье: Готика
Готический стиль (12-16 века) стал ярким завершением эпохи Средневековья. Зародившись во Франции, проявил себя в Англии, Германии, Италии, Чехии и других странах. Готический стиль легко узнаваем, имеет настолько необычные, впечатляющие формы, что к нему возвращаются и в 19 веке, считая его самым удивительным явлением в истории искусства. Есть несколько трактовок понятия "готический" - 1) от наименования варварских племен готов, 2) - от немецкого слово "god" - бог, стремящийся к богу.
В средневековом строительстве самым главным делом было возведение церквей, и самым проблематичным - возведение огнеупорных перекрытий. Романские своды требовали массивных опор и стен, в которых нельзя было делать больших проемов для окон и в храмах было достаточно сумрачно. Этот недостаток устранили в эпоху готики - но при этом пришлось полностью изменить традиционную конструкцию храма - идея использовать вместо полуциркульных арок - стрельчатые - и создать каркасную контсрукцию совершила революцию в архитектуре.
Стрельчатая арка ( комбинация боковых частей арки - позволяет снять распор с неустойчивых точек полукруглой арки, при этом высота свода неизменно увеличивается) , нервюры (каркасная основа -ребра стрельчатых арок для создания свода), контрфорсы (мощные опоры, перпендикулярные стене, забирающие часть нагрузки стен и сводов) и аркбутаны (полуарки, через которых перераспределяется нагрузка и давление) стали скелетом новой архитектуры - перераспределяя силы распора, тяжести, толщины стен - новая схема позволила резко увеличить высоту зданий, прорезать стены окнами и осветить внутреннее пространство. Технология изготовления витражей позволила впустить цвет в интерьер и создать иллюзию сокровищницы, полной драгоценностей.
Насыщенный архитектурный и скульптурный декор превратил церковь в каменную Библию. Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены, вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь. Так, в соборе Нотр-Дам в Реймсе - более 2300 скульптур, а в соборе Нотр-Дам в Шартре насчитывается около 10 000 скульптурных изображений из камня и стекла.
Архитектурный декор в готическом стиле
играет особую роль - он стилистически узнаваем, имеет конструктивное и символическое значение:. пинакль - это остроконечная башенка, которую устанавливали на вершину контрфорса, роза - круглое витражное окно, символизирующее сердце Христа, узкие стрельчатые арки-окна с различным заполнением вершины - трилистник, крестоцвет, сетка и тд. , вимперг - стрельчатое завершение портала или окна для увеличения высоты, краббы - элементы в виде закрученных листьев, почек для большей декоративности пинаклей и вимперогов и т.д.
Наибольшее количество готических храмов находиться во Франции - более 800 соборов и сотни церквей поменьше. Одни из самых грандиозных :
- соборы Нотр-Дам в Шартре 1145, Нотр-Дам в Реймсе 1211, Нотр-Дам в Амьене 1220, Нотр-Дам в Париже 1163,
- капелла Сент-Шапель 1243
В Англии готика имеет свои особености - чуть больше широкая в планировке с акцентом на горизонтальные линии и более усложненная система нервюров , превращающаяся в невероятно сложный орнамент , образующий веера, звезды и сложнейшие сети.
- Собор и Митрополитская Церковь Христа в Кентербери 12-14 вв, - главный англиканский храм страны,
- Собор Девы Марии в Солсбери 1266- чистейший пример английской готики
- Собор Девы Марии в Линкольне 12 в
- Часовня Королевского колледжа в Кембридже, 14 в.— шедевр английской перпендикулярной готики, визитная карточка университета
В Германии наиболее значительный собор находится в Кельне. Полностью достроить его удалось в 19 веке.
В Италии яркий пример готики - Миланский Собор и палаццо Дожей в Венеции.
В Польше и Великом Княжестве Литовском готика была кирпичной.
Витражи в готическом храме играют одну из ключевых ролей - фактически, они заменяют живопись, так как места для фресок не осталось.
Отдельно стоит упомянуть искусство книжной иллюстрации, которое достигло определенного совершенства. Часослов герцога Беррийского, выполненный братьями Лимбургами - это только религиозное, но и светское искусство, так как передают времена года и сооответсвующие труды и развлечения.

Франция:
-Собор Нотр-Дам в Шартре,
-Собор Нотр-Дам в Реймсе,
-Собор Нотр-Дам в Амьене,
-Собор Нотр-Дам в Париже,
капелла Сент-Шапель

Англия:
- Собор и Митрополитская Церковь Христа в Кентербери,
- Собор Девы Марии в Солсбери ,
- Собор Девы Марии в Линкольне ,
- Часовня Королевского колледжа в Кембридже

Германия:
Кёльнский собор

Италия:
- собор Рождества Девы Марии в Милане,
- палаццо Дожей в Венеции

Литва:
Церковь Святой Анны в Вильнюсе

Часослов герцога Беррийского, братья Лимбурги

 

Краткий конспект по истории искусств для 2 класса. Введение в историю искусств.
Краткий коснпект по истории искусств для 2 класса. Искусство Древнего Мира.

Краткий конспект по истории искусств для 3 класса. Искусство Античности и Средневековья
Краткий конспект по истории искусств для 3 класса. Искусство Возрождения

Краткий конспект по истории искусств для 4 класса. Искусство 17-18 веков.
Краткий конспект по истории искусств для 4 класса. Искусство 18-19 веков.

Краткий конспект по истории искусств для 5 класса. Искусство 20 века.
Кароткі нарыс па гісторыі мастацтваў Беларусі. 5 клас.

 
 

 

©2009 ДХШ г. Гродно
ГлавнаяО школеУченикам и родителямГалереяКонтакт