Государственное учреждение образования

ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ г.ГРОДНО

 
ГЛАВНАЯ
ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
ЛАУРЕАТЫ КОНКУРСОВ
УЧЕНИКАМ И РОДИТЕЛЯМ
ГАЛЕРЕЯ
КОНТАКТ
ПОЛЕЗНОЕ


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

ЛАУРЕАТЫ КОНКУРСОВ

УЧЕНИКАМ И РОДИТЕЛЯМ

ГАЛЕРЕЯ

КОНТАКТ

ПОЛЕЗНОЕ

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВА ДЛЯ 4 КЛАССА ДХШИ. ИСКУССТВО 18-19 вв. (ПАВЛЕНКО Н.В.)

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА, АВТОРЫ
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО 18-19 вв.
1. Классицизм, неоклассицизм
2. Искусство Англии 17-18 веков

3. Романтизм - Франция, Германия, Испания, Англия
4. Середина 19 века – эпоха перемен - реализм
5. Импрессионизм
6. Неоимпрессионизм, теории цвета.
7. Постимпрессионизм
8. Модерн
 

1.Классицизм, неоклассицизм
Классицизм (от лат. classicus — образцовый)- художественный стиль, обратившийся к античному наследию как норме и образцу. Объединил многие виды искусства едиными нормами и мировоззрением. Принципы стиля зафиксированы в многочисленных теоретических трактатах. Доктрина классицизма, поддерживаемая многими академии художеств, приобрела интернациональный характер. Французская Академия наук в 17 веке серьезно занималась разработкой художественных норм.Ценителями искусства могут быть только "ученые, которые судят о вещах так, как геометры" Смесь определенных принципов и правил стала называться академизмом. Усовершенствованная, образцовая живопись должна противостоять стихийной практике.
Кодекс классисцического подхода к искусству глассил:
1) у художника прежде всего должен быть благородный замысел и назидательная ценность сюжета
2) реальная жизнь может быть представлена только опосредовано, через аллегории, темы которых брались из античной мифологии, знаменитых литературных произведений, Библии
3) "высокими ", настоящими и значительными жанрами признавались исторические и мифологические , все остальные - пейзаж, портет, бытовой - стояли ниже в иерархии, самый "низкий" жанр - натюрморт
4) выражениям душевных состояний (страстей) соответсвуют определенные жесты и выражения лиц, цель экспрессии - представление благородной позы (были разработаны "рецепты" изображения душевных состояний - восхищения, восторга, страха, простой любви, великой любви, отчаяния, надежды и т.п)
5) "неблагородная" поза возможна только негероической личности, рядовому, второстепенному, развлекательному персонажу
6) пропорции фигур должны быть соотенсены с размерами античных скульптур - правильность и верность пропорций достигается благодаря усердному изучению художником
7) античность являлась непревзойденным идеалом, так как соединила в себе лучшие части, превзойдя тем самым природу
8) основным умением собирать все прекрасные черты природы обладает рисунок - "компас живописи", основынм элементом картины становится линия и светотень
9) композиции укладываются в четкие логические схемы
10) колорит картины следует правилу "трех цветов" -первого (теплого) плана, второго (нейтрального), и третьего (холодного). Правила классицизма - общие и детализированные - позволяли мастерам овладеть предсказуемой и четко сформированной манерой исполнения. Требовались годы штудий для достижения требуемого уровня и именно в виртуозном совершенстве - секрет вечного величия классицизма.
Классицизм 17 века строится на идее гармонии и совершенстве, неоклассицизм 18-19 веков - на идее гражднаских идеалов, и рационализма Просвещения. Объединяет оба периода представление о разумной закономерности мира, о прекрасной, облагороженной природе, возвышение героических и нравственных идеалов.
Никола Пуссен - наиболее выдающийся художник французского классицизма 17 века. Долго и упорно изучая наследие Античности и Возрождения в Италии, в своих работах он закладывает основные правила классицизма - от выбора сюжета до невероятно точных геометрически выверенных композиций и продуманных соотношений цветовых групп, требуя от зрителя не только простого видения, но и знаний для глубокого понимания картины.
Клод Лоррен
стал родоночальником классицистического пейзажа, абстрагированного от конкретного, реального мотива. Пейзаж предполагал сложносочиненную, идеализированную композицию, в которой не было место случайностям. Фактически всегда его пейзажи-панорамы включали элементы античной архитектуры. Люди, включенные в сюжет пейзажа, имеют значение лишь как повод для его написания. Пейзажи Лоррена были столь популярны, что он вынужден был издать альбом с гравюрами своих картин, дабы идентифицировать себя, а в Англии многие аристократы разбивали парки по фрагментах картин. Система построения пейзажа, разработанная Лорреном в различных композиционных мотивах, была популярна вплоть до 19 века.
В конце 18-начале 19 века эпоха Просвещения возложила высокую миссию на искусство в пропаганде значимых идей. Нео Неоклассицизм обязан был подбирать сюжеты античной истории -аналоги идеям просвсещения. Наиболее удачно это осуществилось в творчестве Жака Луи Давида. Новый общественный идеал французкого общества отражается в картинах "Клятва Горациев", "Смерть Марата". Художественный метод неоклассицизма - риторический , обращенный с призывом к зрителю. Только самопожертвование есть самое совершенное в природе человека. Драма личного и общественного должа решаться в пользу последнего . Благо страны превыше всего, гражданин прежде всего патриот. Позже, с приходом к власти Наполеона Бонапарта и его коронацией как императора, Давид становится имперским художником, породившее стиль ампир, поздней стадией классицизма, отличавшейся торжественностью и парадностью "Портрет Наполеона Бонапарта".
Жан Огюст Доминик Энгр работал в период жарких баталий между классицизмом и новым стилем - романтизмом. "Двух искусств не существует - есть только одно. Его основа - вечно прекрасное и естественное. Наша цель не изобретать, а продолжать, пользуясь по примеру мастеров, бесчисленными образцами ..." Энгр выбирает сюжеты античные и средневековые, видит в интересуещей его натуре поводы для облагораживания ее естественных форм. "Плохое исполнение убивает все: в природе его не существует". Невозможно браться за выражение каких-то состояний, если , по мнению Энгра, у художника не хватает для их написания выучки и мастерства.
В скульптуре Жан-Антуан Гудон (1741--1828) становитья создателем французского гражданственного портрета ("Вольтер").

Самостоятельная работа по теме "Рококо, классицизм, неоклассицизм"


Классицизм (17 в.): Никола Пуссен, Клод Лоррен
Неоклассицизм (конец 18-начало 19 вв.): Жак-Луи Давид, Жан Огюст Доминик Энгр
2.Искусство Англии 17-18 вв.
Особенность английского искусства связана с островным положением государства. Все новые европейские континентальные тенденции в искусстве проявлялись не в чистом виде, а в смешении разных стилей в художественной манере художников. При этом можно выделить общие черты английского искусства - прежде всего, влияние философии Просвещения, а также своеобразная "научная" основа. У истоков национальной английской школы стоял Уильям Хоггарт - живописец, график, теоретик искусства, первый художник-просветитель, активно вводил в практику художественные выставки. Создатель поучительных серий картин ("Карьера мота", "Модный брак", "Карьера проститутки" и др.), вводит в живопись театральный язык построения композиций - выразительные мизансцены и подробнейший фон-декорацию, поясняющий развитие сюжета. Свои исследования канона красоты он изложит в научном трактате "Анализ красоты". Портрет в 17-18 веках становиться главным жанром в Королевской Академии искусства.Томас Гейнсбор был одним из известнейших художников-портретистов. Часто утонченный и поэтический портретный образ он изображална фоне идеалистического ландшафта. Джошуа Рейнольдс - представитель "классического" направления - писал исторические, аллегорические картины и портреты. Теоретик искусства, первый президент Королевской академии художеств,член Общества дилетантов, созданного с целью изучения античного искусства. Прославился портретами английской аристократии, написанными в возвышенной"итальянской " манере.Парадные и аллегорические портреты в «большом статуарном стиле» (как его называл сам художник) сочетали черты яркой индивидуальности, идеализма, рационализма и поэтичности.
Уильями Хогарт
Томас Гейнсборо
Джошуа Рейнольдс

3. Романтизм - Франция, Германия, Испания, Англия
Романтизм воспринимается нами как нечто живописно-странное, фантастически-красивое, существующее тольк в книгах и мечтах , но не в действительности. Однако романтизм имеет более твердую основу - это ценность личного восприятия и переживания событий человеком. Прежде всего, романтисты хотели показать необычного человека в необычных обстоятельствах. Они противостояли себя академической школе - с ее выверенными мифологическими и правильными историческими жанрами, классической "скульптурной" композицией и жестким диктатом Античности и Возрождения. "Мы не греки и не римляне - нам другие песни надобны" - таков девиз эпохи роматизма. Каждая выставка романтизма сопровождалась бурной полемикой сторонников этого стиля и приверженцев классицизма. В различных европейских странах существовали свои особенности.
Во Франции романтизм попал под влияние революционных потрясений, которые проявляются в живописи изображением практически современных исторических сюжетов, изображающих возвышенный порыв к свободе и борьбе, тем,вызывающих наиболее острые дискуссии в обществе - греческий полис или римская республика стали слишком абстрактным идеалом. . Бурная общественная жизнь отражается в экспрессивных композициях, полных динамики, цветового контраста, стихийности и неординарности. Теодор Жерико - крупнейший представитель этого течения. Его картина «Плот „Медузы“» - одна из самых знаменитых эпохи романтизма. Поводом для создания послужила морская катастрофа, произошедшая в июле 1816 года с пассажирами и членами команды фрегата «Медуза». «Скачки в Эпсоме» стали новым словом в живописи. Эжен Делакруа написал еще одну «каноническую» картину романтизма — "Свобода, ведущая народ". Делакруа разрушил строгие жанровые каноны, принятые в классицизме, и начал писать сцены из современной жизни и экзотических литературных сюжетов так, как в Салоне писали Наполеона и античных героев. Противопоставляя точному классицистическому рисунку насыщенную, страстную палитру, Делакруа первым присылает в Салон картины, написанные раздельными, видимыми мазками. Наряду с сюжетом и жестами героев манера написания картины, ее цвет участвуют в создании настроения полотна.
В Германии художники не изображали героев-титанов, не делали монументальных полотен, интерес вызывал глубокий духовный мир человека, нравственные искания, величие и красота, единение с природой, ее символической основой. Потому в наибольшей степени романтизм в живописи Германии представлен в пейзажах и портретах.Каспар Давид Фридрих представлял собой художника-пейзажиста, по его словам, пейзажи « … не были точными изображениями воздуха, воды, скал и деревьев….но отражением души и эмоционального наполнения этих объектов».Один из характерных для Фридриха приёмов — перенесение зрителя в пространство картины . Фигура часто изображается обращённой к ландшафту, заворожённо погружённой в созерцание, так что зритель получает здесь своеобразную «точку вхождения» в бесконечный мир загадочно-молчаливой природы и символов сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчёркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, вековые деревья , путевое распятие или просто крест, кладбище). Отто Рунге одним из первых поставил задачу синтеза искусств: живописи, скульптуры, архитектуры, музыки. Ансамблевость искусства должна выражать единство божественных сис мира, каждая частичка которого символизиркет космос в целом. Он пытался открывать многоплановость человеческой личности, её схожесть с природой, неопознанной и различной, работая в мистико-философском направлении. В 1810 опубликовал трактат о цветоделении и цветовой классификации "Цветовая сфера".
В Испании первым и наиболее известным представителем романтизма стал Франсиско Гойя - живописец и график, который "обращался ко всем возможным темам – религиозным и светским, дьявольским и фантасмагорическим. Гойя не обошел стороной ни один жанр, будь то религиозно-культовая живопись, аллегория, композиция в перспективе, сатирическая гравюра или карикатура". Был официальным королевским художником, при этом постоянно создавал картины и гравюры на злобу дня. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
В Англии Уильям Тёрнер стал представителем новаторского направления, предвосхищающее достижения живописи конца XIX — начала XX в. «Вольности» и яркие цвета его картин последних двадцати лет его творчества, работы, граничившие с абстракционизмом, стремились передать явления кардинальных изменений в жизни общества "Дождь, пар и скорость" можно назвать программным произведением нового времени. Уильям Блейк - художник, гравер, поэт - ярчайший представитель мистического романтизма ."Увидеть мир в одной песчинке, И космос весь - в лесной травинке, Вместить в ладони бесконечность, И в миге мимолетном вечность..."

Самостоятельная работа по теме "Романтизм, искусство Англии 17-18 веков"


Франция:Эжен Делакруа, Теодор Жерико
Германия: Каспар Давид Фридрих, Отто Рунге
Испания : Франсиско Гойя
Англия: Уильям Тернер, Уильям Блейк

4. Середина 19 века – эпоха перемен - реализм
Одновременно с романтизмом в Европе зарождаются реалистические направления в искусстве - правдивые отражения действительности. Появление новых технологий, развитие медицины, науки, различных отраслей промышленного производства, рост городов, изменение статуса крестьян на рабочий, изменения в социальной, экономической и политической структурах общества не могли оставить художников в стороне. Реалисты постепенно освобождают живопись от религиозной тематики - сцены, связанные с мифологией христианства перестают быть актуальными. Интерес к современности и повседневности рождает две позиции отражения - либо в особой сакрализации повседневности (Курбе, Милле), либо в отказе от эталона -идеализации - критическом реализме (Домье).
Рождение реализма в живописи связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819—1877), открывшего в 1855 году в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма», после того как несколько картин, особенно много значащих для автора, было отвергнуты как экспонаты Всемирной выставки в Париже. В выдвинутой художником декларации провозглашались принципы нового направления в живописи, целью которого было создание живого искусства, передававшего нравы, обычаи, идеи и облик его современников. Но раньше его заявили о себе художники -пейзажисты, представители "Барбизонской школы" - Теодор Руссо, Жан-Франсуа Милле, Жюль Дюпре, Шарль-Франсуа Добиньи и друие- которые в своих картинах пытались передать окружающую их природу, красоту французской провинции, сельские пейзажи, которые, по их мнению, как нельзя лучше демонстрировали «настоящую» Францию во всем её великолепии. На картинах изображались не идеализированные виды,а наоборот - "малая" родина, в них были реальные люди и обыденные ситуации. Иногда художники прибегали к некоторой типизации, для того, чтобы подчеркнуть социальный слой изображаемых людей.
Камиль Коро - своеобразный мост между романтизмом и импрессионизмом. Любимые состояния природы - неустойчивые, переходные (утро, вечер, дождь, порыв ветра и др.) Его пейзажи лиричны, хотя часто он прибегал к типизации. Коро разделял этюды, написанные с натуры и фантазии, навеянные воспоминаниями о каком-либо примечательном месте.Многие пейзажи Коро прославили те уголки Франции, где он писал свои лучшие произведения.
Оноре Домье
стал известностным благодаря карикатурам - острым социальным зарисовкам на политические обстоятельства, общественную и частную жизнь выдающихся людей Франции.
Джон Констебль
один из любимейших англичанами художников. Он впервые ввел в обиход живописцев XIXв. этюды, что сыглало важнейшую роль в развитии европейской пленэрной живописи.
В России реалистическая школа породила своеобразный жанр повествовательной картины-рассказа, с особой внимательностью описывающая "трагический характер" русского народа, с выразительным психологическим портретом, где каждая деталь была "говорящей". Товарищество передвижных художественных выставок (передвижники) -объединение российских художников, которые противопоставляли себя представителям официального академизма, занимаясь как просветительскими задачами, так и экономическими (поддерживали художников) - И. Е. Репин, В. И. Суриков, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, И. Н. Крамской, В. Г. Перов и др.
Отдельно стоит назвать художника Эдуарда Мане. Многие считают его основоположников импрессионизма (преимпрессионизм), однако сам он себя к ним не причеслял. Для него характерен синтез многих традиций - классицизма, реализма, романтизма, импрессионизма, а также символизма. Мане пробовал себя во всех жанрах, однако в основном в его творчестве преобладают портреты, жанровые сцены, натюрморты. Его произведения посвящены Парижу, в них с удивительной точностью и свежестью передана правдивая характеристика всевозможных его обитателей.
В 1863 году император Наполеон ІІІ разрешил открыть выставку в Париже "Салон Отверженных" - выставку художников, которые не были приняты жюри в официальный Салон. В дальнейшем традиция устраивать неофициальные салоны, где выставляли свои работы представители новых течений в искусстве, закрепилась. Возникли "Салон независимых", Осенний салон и др.


 

Барбизонская школа (Теодор Руссо, Жан-Франсуа Милле, Жюль Дюпре, Шарль-Франсуа Добиньи )
Камиль Коро
Густав Курбе
Оноре Домье
Джон Констебль
Передвижники (И. Е. Репин, В. И. Суриков, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, И. Н. Крамской, В. Г. Перов)
Эдуард Мане

5. Импрессионизм
В 1874 году в парижском фотоателье была открыта выставка "Анонимного общества художников, живописцев, скульпторов, гравёров и литографов". На ней была представлена одна из картин Клода Моне, под номером 98 - вид гавани, окутанной розовым туманом, сквозь пелену которого проступает утреннее солнце. Составляя список каталога выставки , Эдмон Ренуар пожаловался: «У вас все названия слишком однообразные. Вот как вы назовете эту картину? «Корабли, входящие в порт Гавра»? Художник придумал: «Я назову ее «Впечатление». С легкой руки критика Луи Леруа газеты "Шаривари" 25 апреля 1874 года картина «Впечатление. Восход солнца» ("Impression, Sunrise") дала название целому движению и явлению в мировой живописи , назвавшему дерзких молодых художников унизительным «импрессионисты» (.... «Впечатление, ну конечно. Я так и знал. Не зря же я под таким впечатлением! Но какая свобода, какая легкость фактуры! Обойная бумага в стадии наброска, и та будет смотреться более проработанной, чем эта живопись!...» ).
Импрессионизм основывается на достижениях реализма, является высшей точкой реализации тех открытий, которые сделаны были реалистами на протяжении всей истории развития (от эпохи Возрождения, барокко, натурализма (малые голландцы), рококо, классицизма, романтизма до реализма 19 века). Это завершающая стадия представления об искусстве как отражении реальности и натурализма, обязательности для художника следованию натуре и первое течение новых тенденций в искусстве, начальная точка для развития направлений модернизма - именно технические приемы импрессионистов послужили основой для новых творческих поисков постимпрессионистов, а позже - модернистов: изменению акцента и взгляда на формальное искусство как на одну из форм отражения переживаний художника, свободному обращению с изображаемым предметом, к абстрактным формам.
Всего с 1874 по 1886 год состоялось 8 выставок импрессионизма. Многие художники прошли через этап импрессионизма, перейдя к поскам своего творческого пути. Некоторые остались верными этому течению до конца (Клод Моне).
Одним из важнейших правил, которым следовали импрессионисты, стала работа на плэнере. Метод "плэнера" - этюд писался от начала до конца непосредственно "на натуре", где условия отличались от мастерской - исчезают четкие контуры, цвет и свет постоянно меняются. Следовательно, можно изобразить лишь мгновенно возникшее впечатление о цвете и форме предмета. Решая эти задачи, импрессионисты пришли к новым методам в живописи - 1) отказ от смешанных цветов, начали писать чистыми яркими красками, густо нанося их отдельными мазками, 2) рефлексы - отражения среды на предмете и предмета в среде, 3) воздушная перспектива без линейной, 4) "кадровость" композиции - выхваченными фрагментами из природы и жизни отдельных сцен, 5) внимание к "движению" - меняющемуся состоянию цвета, света, воздуха, 6) названия произведений импрессионистов намеренно обыденные, подчеркивающие незначительность событий - великое присутсвует в малом (об этом говорит и "случайный" характер композиции, отсутствие выделенного центра и ассиметрия, 7) "серийность" - последовательная фиксация отдельных состояний природы для отражения его бесчисленного многообразия , 8) реальность объектов изображения.
Эдуард Мане - отказался от единой точки схода ради "естественной перспеткивы", создавал незавершенные образы, оспаривая классицистические нормы. Своими крупномасштабными изображениями "пустяковых" сюжетов он попирал иерархию жанров, и более того, настаивал, что надо писать современную жизнь.
Клод Оскар Моне - " самый импрессионист из импрессионистов", его картина дала название стилю в живописи. Пишет серии картин, изучая изменения освещения и цвета, воздушной среды. Мазки, складываясь в единое целое, вовлекают зрителя в процесс творчества, главная задача - передать "непостоянство мира , меняющегося на наших глазах"
Пьер Огюст Ренуар - в начале движения писал пейзажи, но прежде всего его привлекала человеческая фигура. Его наибольший вклад в импрессионизм - передача движения цвета, света в массовых сценах, таких как " Бал в Мулен де ла Галет". Заявлял, что "живопись должа быть привлекательной, радостной и приятной- да, именно приятной". Основной сюжет в картинах - портреты и досуг парижан, для него характерна живопись с тонкими цветовыми нюансами. В конце своего творчества возвращается к более классической манере письма.
Альфред Сислей- никогда не стремился к необычным эффектам, использовал простую композицию и ограниченную цветовую гамму, основная тема - пейзажи провинции Иль-де-Франс.
Камиль Писсаро один из первых и наиболее последовательных представителей импрессионизма, единственный участник всех восьми выставок импрессионистов. Оказал сильное влияние на импрессионистов, самостоятельно выработав многие принципы, легшие в основу их стиля живописи.
Эдгар Дега - принял участие в семи из восьми выставок импрессионистов, но себя считал реалистом "ничье искусство не было менее спонтанным, чем мое... то, что я делаю, есть результат размышлений и изучений великих мастеров, о вдохновеннии, спонтанности, темпераменте мне ничего не известно". Великолепный рисовальщик, он использовал импрессионисткую трактовку света для передачи объема и движения. Из всех импрессионистов наиболее подвергся влиянию фотографии, с типичными для нее перепадами резкости, кадрированности снимка, ощущением мимолетности сцены, срезами фигур и пространства, неожиданного ракурса. Делал зарисовки с натуры, заканчивал в мастерской. Основные темы: театр, балет
Берта Морризо, Мэри Кэссет - первые женщины - художницы, получившие признание наравне с другими импрессионистами. Основными темами являлись семейный круг, сцены обыденной жизни.
Фредерик Базиль, стоял у истоков импрессионизма - погиб на франко-прусской войне , не дожив до первой выставки.
Огюст Роден, скульптор, как и импрессионисты, избегал полной законченности в работе, оставляя свободу зрительскому воображению

Самостоятельная работа по теме "Импрессионизм"


Эдуард Мане ("батиньольская группа"),
Клод Оскар Моне,
Пьер Огюст Ренуар,
Альфред Сислей,
Камиль Писсаро,
Эдгар Дега,
Берта Морризо, Мэрри Кэссет
Фредерик Базиль,
Огюст Роден
6. Неоимпрессионизм, теории цвета.
На последней выставке импрессионизма в 1886 году были показаны работы Поля Писсаро (сына Камиля Писсаро), Поля Синьяка и Жоржа Сёра, которые были сделаны в новой манере, позже названной неоимпрессионизмом. Картины были вывешены отдельно, чтобы была возможность сравнить новый стиль со старым. К концу развития на пути эффектов от первого впечатления импрессионизм фактически пришел к дематериализации объекта – он исчезал в желаниях передать эффекты освещения и воздушной среды. Неоимпрессионизм, не желая отступать от световых эффектов, попытался вернуть интерес к объекту материальному. Из композиций исчезла спонтанность, использовался научный подход в теории цвета. Этому способствовали научные труды американского физика Огдена Руда «Учебное пособие по цвету для студентов, или современная хроматика и ее приложение к искусству и промышленности» (1881) и Мишеля Эжена Шеврёля «Принципы цветовой гармонии и контраста в приложении к искусствам» (1839). Синьяк разыскал 90летнего Шеврёля и расспросил его об «принципах симультанных контрастов». Идея несмешивания чистых красок для достижения особой яркости и сияния стали основой научного подхода неоимрессионизма – дивизионизма (теория) и пуантилизма (техника). Исходя из знаний того, что цвета смешиваются в глазу, а не на палитре Сёра и Синьяк усовершенствовали технику наложения точечных мазков краски таким образом, что при рассмотрении с определенного расстояния они сливались, тем самым добиваясь воздушной вибрации цвета. Программная картина Сёра – «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт», где в большой композиции представлен обычный сюжет импрессионистов – пейзаж и современные парижане, но в отличии от них важной задачей была не передача ускользающего момента, а наоборот- придание какого-то величия и значительности, вечности. Из-за особенности техники неоимпрессионизм прибегает к стилизации фигур и своеобразной монументальности, что делает картины очень выразительными. Неоимпрессионисты активно интересовались теориями психологического восприятия цвета и линий. «Искусство – это гармония. Гармония – это согласованность противоположных и сходных элементов тона, цвета, линии, которые оцениваются как комбинации веселые, спокойные или грустные, в зависимости от их доминант и характера освещенности»(Сёра). В 1899 году вышла книга Синьяка «От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму», где объяснил принципы дивизионизма: «…Разделять, значит: обеспечить себя всеми преимуществами сияющего света, цвета и гармонии, а именно путём: 1) оптического смешения отдельных чистых красок; 2) отделением локальных цветов от их тональных градаций, рефлексов и т.п.; 3) равновесие этих элементов и их пропорций (согласно законам контраста, традиций и излучений); 4) выбором мазка в соответствии с размерами картины.» Неоимпрессионизм, а именно, научный подход к цвету, повлиял на многие последующие стили.
Жорж Сёра
Поль Синьяк
7. Постимпрессионизм
Стоит в искусстве решить одну проблему, как появляется множество других. Так произошло и с импрессионизмом - решив проблему с современностью и жанрами, передачей воздушного и свето-цветового пространства, практически была поставлена точка в поисках натурных задач "подобия" перед художниками. Постановкой новых целей и задач перед живописью занялись все те же выходцы из импрессионизма, которых мы называем постимпрессионистами ( "пост" -значит "после") -Поль Сезанн, Поль Гоген и Винсент Ван Гог. Их творчество, а тем более видение дальнейшего развития искусства абсолютно не схоже и индивидуально. Они хотели создать нечто новое, чего в природе нет, хотели найти новые способы выражения своих чувств и мыслей. Если импрессионисты писали , в основном, впечатления от природы и увиденного, то постимпрессионисты хотели выразить в живописи свой внутренний мир. Постимпрессионизм - чисто французское направление, однако именно оно повлияло на развитие всех последующих направлений и стилей "...-измов" 20 века Европы.Значение постимпрессионизма очень велико - это была первая за долгое время попытка уйти копирования реальности, от прямого изображения действительности в сторону субъективного видения художника (личностной оценки и индивидуальных ценностей)
Винсент Ван Гог (1853-1890) - голландец, человек с трагической судьбой, самоучка, занялся живописью в 28 лет. Переехав во Францию, открывает новые возможности искусства, где главным самостоятельным выразительным средством для воплощения чувств и настроений становяться чистые краски, положенные характерными энергичными фактурными мазками. На его полотнах ритм задается направлением мазка, который повторяет формы и движение предметов -все извивается, словно пронизано невероятной энергией : звезды пульсируют и мерцают, на небе вращается солнечный диск, ветер гоняет облака и сгибает деревья. Все это выполнено чистами красками -красный, синий, зеленый, желтый, усиливаются черными штрихами. Ван Гог писал быстро и энергично яростными, сильными мазками, даже иногда выдавливал краску из тюбика прямо на холст. Эта экспрессивная, личностная манера дала толчок развитию направлению экспрессионизма. За 8 лет им было написано более 800 работ, при жизни продано лишь несколько. После его смерти гениальность его творчества была признана всеми. На сегодняшний день стоимость его работ исчисляется десятками миллионов долларов.
Поль Гоген (1848-1906) , на первых порах друг Ван Гога, разделяющий идеи реформы живописи. Однако позже их мнения кардринально рассодятся, что послужило поводом для ссоры и расставания. Успешный банковский клерк, увлекшись живописью импрессионистов, бросает работу и становится художником - самоучкой.Отвергая нормы салонного искусства, Гоген ищет истину в традиционных народных "примитивных" культурах, которые еще не были «испорчены» цивилизацией. Его вторая родина – Таити. Здесь он пишет безмятежный покой, первозданную чистоту и искренность, присущие «детству» человечества.
Его творчество стоит у первоистоков направлений "символизма", "примитивизма", "фовизма".Стремясь приблизиться к художественным традициям туземного искусства, Гоген намеренно пришел к примитивизации формы. Он пользуется предельно упрощенным рисунком, формы изображаемых им предметов нарочито плоскостны, краски чистые и яркие, композиции носят орнаментально-декоративный характер. Гоген преднамеренно нарушает перспективу, он пишет не так, как видит человеческий глаз воздушную перспективу и световую среду, что так важно было для импрессионистов, а как он хочет это увидеть в природе. Гоген стилизует форму предметов, подчеркивает нужный ему линейный ритм совсем не в соответствии с тем, как они выглядят в натуре. Реальную природу он преображает в декоративный красочный узор. Его язык преувеличивает нет только цвет, но и подчеркивает автономность формы контуром, задающим ритм композиции. Он усиливает интенсивность тонов, ибо его интересует не цвет определенной травы в определенном освещении времени суток, как Клода Моне, а цвет травы вообще: трава — зеленая, земля — черная (или коричневая), песок — желтый, небо — синее. Цвет —как символ, знак: земли, или неба, или травы и пр. Он не пользуется светотеневой моделировкой, а накладывает цвет ровными плоскостями, в контрастном сопоставлении.
Поль Сезанн (1839 - 1906)- крупнейший новатор эпохи постимпрессионизма, который противопоставлял свое творчество импрессионизму, несмотря на то, что участвовал в первых выставках. Если импрессионисты стремились передать мимолетное состояние светового потока, то Сезанн хотел показать вневременную сущность предметов, если импрессионисты писали быстро и не стремились к завершенности, то Сезанн работал над своими полотнами порой в течение нескольких лет, выверяя каждый мазок, каждый оттенок. Сезанн не стремится подражать природе, он как бы создает природу заново на своих холстах, утверждая что нет необходимости просто взять и перенести на полотно реальный трехмерный мир, его нужно преобразовать таким образом, чтобы объекты превратились в гармоничное изображение в композиции картины. . Суть его поисков — в передаче цветом неизменной вечной реальности, выявлении геометрической структуры природных форм. «Все в природе лепится в форме шара, конуса, цилиндра; надо учиться писать на этих простых фигурах, и, если вы научитесь владеть этими формами, вы сделаете все, что захотите...». Взамен кажущейся случайности импрессионистов Сезанн принес материальную крепость, чувство массы, пластическую ясность форм, устойчивость, чеканную выразительность своих простых и суровых образов - в поисках структурной гармонии он приходит к решениям форм предметного мира через живописные пласты - фактически, открывая путь к формальным законам композиции.

Самостоятельная работа по теме "Неоимпрессионизм, постимпрессионизм"

Винсент Ван Гог
Поль Гоген
Поль Сезанн

8 .Модерн
Первые признаки нового стиля (modern - англ. "новый", arte nouveau - фр. "новый", jugend - нем. "молодой") появились фактически одновременно во всех странах к концу 19 века. Этому способствовали и массовые выпуски журналов искусств, и всемирные выставки, где представлялись достижения не только в промышленности, но и архитектуре, и потребительских товаров (ДПИ). 1914 год стал завершающим для этого стиля.
Архитектура к. 19-нач. 20 века - особое явление. Само название - модерн - говорит об принципиальной новизне в архитектурных решениях - это и фактический отказ от античного ордера, перераспределение акцента несущих и несомых контструкций, использование разнообразных виртуозных приемов декорирования фасадов и интерьеров, новых строительных материалов и конструктивных решений. Основные идеи ар нуво в архитектуре: культ красоты, синтез искусств, применение новых материалов (чугун, иногда железобетон) и конструкций, появление принципа планировки «изнутри наружу», любовь к пластичным ассиметричным растительным орнаментам, интерес к фольклорным мотивам. Толчком для развития новых решений послужили архитектурно-инженерные конструкции "Хрустального дворца" - 1852 год (Джозеф Пакстон), и Эйфелевой башни (1889, Густав Эйфель).Творчество всех архитекторов модерна - яркое и индивидуальное.
Филип Уэбб (Англия) - автор "Красного Дома" Морриса Уильяма - основателя движения "Искусства и ремесла" - предтечей модерна в Англии. Чарльз Рэнни Макинтош (Англия), сыграл главную роль в становлении геометрической версии Ар Нуво. Разработки в архитектуре (школа искусств в Глазго), дизайне интерьера и мебели (Чайные комнаты в Глазго) -особенно линеарный стиль решеток и удлиненные вертикальные и дугообразные линии - стали источником вдохновения для многих художественных течений в 20 веке. Виктор Орта (Бельгия )- "отец архитектуры Ар Нуво", знаменит "бельгийской линией - линией Орта" - с особым изгибом, напоминавшим удар бича. Особняк Тасселя становится программным произведением - впервые в частной резиденции широко применятеся железо - как в конструктивных, так и декоративных целях. Снаружи здание выглядит довольно просто, но внутри - это экспрессия сложных криволинейных плоскостей и линий, цельное решение всех элементов интерьера. Анри ван де Вельде (Бельгия, Германия) - для него характерны плавные, текущие линии. Активно пропагандировал идеи Ар Нуво, союз искусства и производства. "Мы можем сделать дома прямым выражением наших собственных желаний , наших вкусов - нам стоит лишь захотеть этого". В своем доме Блюменверф он разработал все - от архитектуры до столовых приборов. Эктор Гимар (Франция) - представитель более пышного стиля модерн.Один из первых сделал металлическую конструкцию одним из элементов архитектурного решения - вписал в каменную арку входа асимметричную композицию кованных ворот, в рисунке которого не было ни одной повторяющейся линии, продолжил металлический декор в вестибюле (особняк Беранже). Свое понимание принципов Ар Нуво он воплотил в павильонах станций метро. Созданные входные павильоны настолько понравились, что у Ар Нуво появилось еще одно название "стиль метро". Йозеф Хоффман (Австро-Венгрия),основателей венского Сецессиона (модерна). Ему характерны более рациональные геометрические формы. Его центральное произведение — брюссельский дворец Стокле (1905-11 гг.) — причислено к памятникам Всемирного наследия. Йозеф Мария Ольбрих (Австро-Венгрия, Германия) - автор выставочного здания Венского сецессиона в Вене, возглавил колонию художников в Дармштадте, где выполнил большую часть проектов и лично возглавил строительство, Петер Беренс (Германия) - стал первым европейским специалистом, создавший единый представительский стиль компании AEG - от разработки внешнего вида продукции (промышленный дизайн) до рекламной продукции (упаковка, плакаты, каталоги), а также строительсвта промышленных зданий (Турбинная фабрика AEG). Функциональное осмысление производственного процесса и придание ему эстетического смысла -его вклад в развитие мировой архитектуры. Антонио Гауди (Испания) – самый известный архитектор Испании , " величайший сказочник в архитектуре", яркий представитель органической архитектуры модерна.Выработал новые представления об архитектуре, черпающей вдохновение в формах живой природы, разработал оригинальные средства пространственной геометрии. Отличительная особенность стиля Гауди заключается в том, что органические, природные формы (облаков, деревьев, скал, животных) стали источниками его архитектурных фантазий - как художественно-оформительских, так и конструктивных задач .Однако фактически в своём творчестве он использовал элементы самых различных стилей, подвергая их творческой переработке. Большинство зданий находястя в Барселоне (Саграда да Фамилия, дом Мила, парк Гуэль и т.д.) Антонио Гауди хотят причислить к лику святых и сделать святым-покровителем всех архитекторов.Фёдор Шехтель (Россия) - с ним связывают расвцет модерна в России. За свою жизнь построил необычайно много - городские дома и дачи, многоэтажные жилые дома, торговые и промышленные здания, офорлял театральные спектакли, проектировал мебель. Дом Рябушинского в Москве стал образцом русского модерна, Ярославский вокзал - примером модерна Русского Севера.
Живопись . Основной девиз модерна - "искусство ради искусства". Его характерные черты — декоративность, плавные и гибкие линии, стилизация природных форм для большей выразительности, обилие орнаментов и украшений. Наиболее популярные мотивы - растительные - стебли, листья и цветы сплетаются в причудливый узор, женские фигуры , переданные с особым изяществом, фантастических существа, экзотические птицы и бабочки - модерн был задуман творцами специально с намерениями сделать жизнь в искусстве красивее, чем в реальности. Дополнительную эффектность работам придавали выразительные контурные линии, вытянутые силуэты, цветовые плоскости -пятна и обилие декора.
Густав Климт (Австрия) - его имя тесно связано с австрийским модерном. Глава объединения "Сецессион", он прокладывал новые пути в искусстве и увлекал за собой других. Художники венского модерна стали издавать журнал "Ver sucrum" - (Священнная Весна)- где пропагандировали идеи нового стиля. Климт стал одним из самых смелых эксперементаторов, его картины всегда вызывали яростную критику и споры. Программным произведением можно назвать картину "Юдифь", где чувственность "роковой" героини совместилась со сложным декоративным узором, который делает незаметным голову Олоферна. Другая, не менее знаковая картина - "Портрет Адели Блох-Бауэр" ("Золотая Адель"), где лицо фактически растворяется в золотисто-оранжевом пространстве, наполненном причудливым орнаментом. Альфонс Муха (Чехия) - его творчество фактически стало символом модерна. Успех пришел с изготовления афиши для Сары Бернар - известной театральной актрисы. Став главным декоратором театра, создавал афиши к спектаклям, сценографию и костюмы. В эти годы он приобрел широкую известность также как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров — от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений, интерьеров, предметов прикладного искусства. В Париже даже появилось новое понятие — " La Femme Muchas" - роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках, игральных картах. Многие графические серии до сих пор печатаются в виде арт-постеров («Времена года», «Цветы», «Месяцы» и т.д.). В центре композиции у Альфонса Мухи чаще всего является образ молодой женщины в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов — иногда томно-пленительная, иногда загадочная, иногда грациозная, иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная. Картины обрамляют витееватые растительные орнаменты. Морис Дени (Франция) - представитель французской группы "Наби" - своеобразного направления, сочитающего символизм (идея) и модерн (форма), теоретик искусства, цель творческих поисков - в преобразовании внешений формы произведения. В соответствии с идеями Дени писал картины, отличавшиеся простотой форм, мягкостью линий и бледностью красок. Дени писал фрески, работал с графикой, иллюстрировал книги и стремился к возрождению религиозного искусства ("Процессия под деревьями").Символизм в его понимании — "это искусство выражать с помощью пластических знаков и внушать с помощью живописных средств идеи, ощущения и чувства". Ему свойственно преклонение перед женщиной, особая целомудренность идеализированных, почти вневременных женских образов.Станислав Выспяньски (Польша) - поэт, драматург, живописец, дизайнер мебели и интерьеров, представитель группы "Млода Польска". В творчестве он удачно сочетал идеи модерна с фольклорными и историческими мотивами. Его излюленная техники - пастель и витражи ("Автопортрет", "Материнство"). Михаил Врубель (Россия) - создал множество сказочных и мифических образов в живописи. Особенностью его манеры стало в бесконечном дробленни формы на цветосветовые грани, превращая образ своеобразный бриллиант ("Царевна-лебедь", "Демон"). Микалоис Чюрлёнис (Литва) - представитель символизма и модерна. В своем творчестве соединил музыку, литературу и живопись, стремясь разрушить барьеры между различными видами искусств и отразить сложность и цельность природы и человека. Свои картины называл сонатами, прелюдиями и фугами, композиционно выстраивая их по музыкальным законам (цикл "Сонаты солнца"). Стал первым литовским художником, известным за пределами своей маленькой страны.
Графика. Обри Бердслей (Англия) - художник-график, чье творчество повлияло на все явления стиля модthy - от живописи до фасонов костюмов. Прожил короткую жизнь - в 25 лет умер от туберкулеза, однако оставли огромное графическое наследие. Он вдохновлялся литературными персонажами, его наследие — это, главным образом, иллюстрации, обложки, бордюры, заставки, концовки, вензельные ключи, экслибрисы. Бердслей был увлечен искусством средневековой книги с ее целостным подходом к оформлению страницы, соотношению шрифтов, полосных иллюстраций, изображений на полях и мастерами Раннего Возрождения. Активно используя выразительность гибкой линии и стилизации, объединил сюжетную композицию и декоративную в иллюстрациях - орнамент-кайма перекликался с сюжетным центром композиции. Отказавшись от натуралистичной перспективы и моделировки объема, использовал пятно-силуэт как композиционный центр. ("Смерть Артура", "Саломея"). Михаил Добужинский (Беларусь, Россия), художник-график, имеющий корни литвинов. Член объединения "Мир искусства", пропагандировавшего модерн в России. Главный девиз мирискуссников - красота, причем в субъективном понимании каждого мастера. Это давало абсолютную свободу в выборе тем, образов и выразительных средств, что для России было ново и необычно. Тема города сделалась одной из главных в творчестве Добужинского.(Петербург, Витебск, Ковно, Вильно) - чаще всего выбирает не парадный городской пейзаж, а "задники" города - непривлекательные улочки, рабочие районы, деревенские фрагменты, которые оказываются важным компонентом многих его произведений. В кауновский период преуспевает как театральный декоратор.
ДПИ. Особенно сильно стиль модерн проявился в прикладных видах искусства - оформление интерьера, спектаклей. Модная индустрия легко и быстро подхватила идею "искусство ради искусства". Массовое производство стекла, фарфора, мебели, тканей, дамских украшений способствовало тому, что за короткий срок он приобрел небывалую популярность в самых широких слоях. Ему была присуща новизна и смелость в использовании разнообразных материалов и неожиданность их трактовки. Эксперименты со стеклом, керамикой - переходом цвета и текучими формами, широкое введение ковки, смальты, майолики, эмали в отделку люстр и часов, мебели и каминов, посуды и женских украшений, изощренные силуэты дамских нарядов, словно повторяющих текучие контуры драпировок и их орнаментику, - все это придавало особый узнаваемый характер предметам, стилевую принадлежность которых нельзя спутать с никакими другими. Уильям Моррис (Англия) -английский писатель, общественный деятель, издатель, основатель фирмы по производсву декоративных предметов, художник, лидер"Движение искусства и ремесла"(Arts & Crafts Movement), одного из самых влиятельных и долговечных объединений за всю историю дизайна, родоначальник стиля модерн. Взяв за основу идеи Средневековья - мастера-художника, создающего не столько утилитарный предмет, сколько предмет искусства, противопоставлял это промышленным примитивным изделиям. Особенности стиля Морриса - насыщенный растительный узор на тканях обоях и коврах, сходство рисунков с гобеленами, витражами, средневековыми манускриптами (обои Trellis) . Герман Обрист (Германия) -немецкий художник-декоратор, скульптор.Обрист изучал ботанику, что нашло отражение в произведениях прикладного искусства. В 1902 году основал школу дизайна в Мюнхене.Самое знаменитое творение Обриста - гобелен "Цикламен" ("Удар бича"), ставший главным символом, программным произведением стиля модерн. Изысканный растительный орнамент вышитый золотыми нитками на голубом шерстяном панно. Стебель цикламена причудливо извивается, на нём можно рассмотреть цветы, листья, корни. Любовь к изогнутым линиям и растительным орнаментам - стала главной чертой ар-нуво. Эмиль Галле (Франция) - реформатор стекольного дизайна. По инициативе Галле был организован «Провинциальный альянс художественной промышленности» (позднее более известный как «Школа Нанси»).Варьируя различные методы работы с горячей массой стекла, вводил в фактуру фольгу, пузырьки воздуха и нарочитые трещинки (Ваза с лилиями). В орнаментах Галле преобладали мотивы трав, цветов, фруктов и насекомых. Придумал «говорящие» стеклянные изделия (verreries parlantes) с цитатами из Франсуа Вийона, Шарля Бодлера, Стефана Малларме, Поля Верлена и других поэтов.С конца . Рене Лалик (Франция) - ювелир, стилист, дизайнер и мастер художественного стекла. Активно эксперементирует с различными сплавами, комбинируя до него не сочитаемые материалы. Делает популярным образы японского искусства в ювелирных изделиях - стрекозы, ирисы, павлины, птицы и т.д (брошь "Павлин"). Луис Тиффани (США) — американский художник и дизайнер. Международное признание Тиффани принесли его изысканные изделия из стекла: витражи, абажуры, бижутерия.Изобретённый им способ соединения небольших кусочков стекла с помощью медной фольги, а также новые виды созданных им стёкол, произвели революцию в художественном стеклоделии. Техника Тиффани стала самой распространённой во всем мире для создания витражей, ламповых абажуров и других произведений декоративно-прикладного искусства из цветного стекла (витраж "Образование"). Придуманный им дизайн витражных абажуров сталь настолько популярным в США, что американскую версию модерна называют "стилем Тиффани".
Леон Бакст (Беларусь, Россия) - родился в Гродно в еврейской семье, работал в Санкт-Петербурге и Париже. Мастер станковой живописи и театрального декора, участник объединения «Мир искусства», театрально-художественных проектов С. П. Дягилева "Русские сезоны". Оформление театральных спектаклей - главный вклад творчества Льва Бакста. Эскизы театральных костюмов становяться самостоятельными графическими произведениями. Моделировал костюмы, ориентируясь на систему движения тацновщика. Ввел в моду экзотику и орнаментальность в повседневных костюмах парижанок- шаровары, тюрбаны (эскизы костюмов к балету "Саломея", "Шахеризада").

Самостоятельная работа по теме "Модерн"


Архитектура:
Филип Уэбб (Англия),
Чарльз Рэнни Макинтош (Англия),
Виктор Орта (Бельгия),
Анри ван де Вельде
(Бельгия, Германия)
Эктор Гимар
(Франция),
Йозеф Хоффман
(Австро-Венгрия),
Йозеф Мария Ольбрих
(Австро-Венгрия, Германия),
Петер Беренс
(Германия),
Антони Гауди
(Испания),
Федор Шехтель (Россия)
Живопись:
Густав Климт (Австрия),
Альфонс Муха (Чехия),
Морис Дени (Франция) (группа "Наби"),
Станислав Выспяньски (Польша)
Михаил Врубель (Россия),
Микалоис Чюрлёнис (Литва)
Графика:
Обри Бердслей (Англия),
Михаил Добужинский (Беларусь, Россия)(объединение "Мир искусств")
ДПИ:
Уильям Моррис (Англия) ("Движение искусства и ремесла"),
Герман Обрист (Германия)
Луис Тиффани (США)
Эмиль Галле (Франция)
Рене Лалик (Франция)
Леон Бакст (Беларусь, Россия) ("Русские сезоны" Дягилева)

 

Краткий конспект по истории искусств для 2 класса. Введение в историю искусств.
Краткий коснпект по истории искусств для 2 класса. Искусство Древнего Мира.

Краткий конспект по истории искусств для 3 класса. Искусство Античности и Средневековья
Краткий конспект по истории искусств для 3 класса. Искусство Возрождения

Краткий конспект по истории искусств для 4 класса. Искусство 17-18 веков.
Краткий конспект по истории искусств для 4 класса. Искусство 18-19 веков.

Краткий конспект по истории искусств для 5 класса. Искусство 20 века.
Кароткі нарыс па гісторыі мастацтваў Беларусі. 5 клас.

 
 

 

©2009 ДХШ г. Гродно
ГлавнаяО школеУченикам и родителямГалереяКонтакт