Государственное учреждение образования

ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ г.ГРОДНО

 
ГЛАВНАЯ
ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
ЛАУРЕАТЫ КОНКУРСОВ
УЧЕНИКАМ И РОДИТЕЛЯМ
ГАЛЕРЕЯ
КОНТАКТ
ИСТОРИЯ ИСКУССТВ


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

ЛАУРЕАТЫ КОНКУРСОВ

УЧЕНИКАМ И РОДИТЕЛЯМ

ГАЛЕРЕЯ

КОНТАКТ

ПОЛЕЗНОЕ

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВА ДЛЯ 4 КЛАССА. ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ 17-18 вв. (ПАВЛЕНКО Н.В.)

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА, АВТОРЫ
ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ 17-18 ВЕКОВ.
1. Барокко – основные понятия
2. Архитектура барокко
3. Скульптура барокко
4. Барокко в Гродно
5. Живопись барокко (Италия , Испания , Фландрия )
6. Голландская живопись 17 века (малые и "большие" голландцы)
7. Рококо

 

1. Барокко – основные понятия
В конце 16 века в Италии возник новый стиль - барокко, которое можно пояснить такими словами, как "необычный", "причудливый", "странный", "обманчивый". Прежде всего, стиль поддерживался римско-католической церковью как возможность противостоять движению Реформации в Европе (протестанты считали, что церковь и церковные службы должны быть как можно проще, главное вера и слово). На Тридентском соборе ( 1545-1563 гг.) в Тренте было принято решение, что для объяснения всем и каждому догматов веры следует использовать искусство, а не только образование. Собор настаивал на том, что величественому и могущественному Богу следует поклоняться, совершая подобающие всем этим божественным качествам ритуалы и церемонии. Это утверждение красоты и грандиозности активно использовала католическая церковь для укрепления веры в народе. К концу 17 века барокко покорило почти всю Европу, благодаря испанцам, достигло Америки, где до сих пор его называют"испанским стилем". Стиль барокко активно поддерживали также монархи и аристократы, как наиболее отвечающий идее могущества и власти. В Голландии барокко имеет свои специфические черты, основанные на культуре буржуа.
Так как 16-17 века - это прежде всего кардинальные изменения в мировоззрении - потрясения, связанные с Реформацией, учением Коперника, открытем Америки и "новых" земель разрушило античное и ренессансное представление о мире как о разумном и постоянном, и человеке - как разумнейшем существе. На первый план вышли страсть, изменчивость, естественность.
Характерные черты в искусстве эпохи барокко:
- Изображения правдивые, понятные и драматичные, стремятся вызвать у зрителя чувства соучастия, причастности - воспринимаются как реальные и физически, и психологически.
- Эмоциональная насыщенность, чувственность, драматичность
- Повышенная и подчеркнутая монументальность, представительность
- Совмещение реальности и иллюзии, наигранности и театральности
- Эффектное использование цвета и света, повышенная контрастность между светлым и темным, светом и тенью, противопоставление
- Обилие кривых линий, округлых и волнообразных форм, почти полное отсутствие прямых линий, нарушение целоостности (разорванные фронтоны, фризы и т.п.)
- В композиции активно используется ощущение изобилия и тесноты через наложение фигур и элементов ( в отличие от искусства эпохи Возрождения, когда фигуры располагались изолированно друг от друга)
- Динамичность композиций
- Грандиозный размах в строительстве городских и дворцово-парковых ансамблей, экстравагантное окружение и обстановка.
- Распространенные темы: религия и мифология, аллегория, разнообразие жанров - от бытовых до религиозных . Зритель должен быть поражен, удивлен и просвещен произведением искусства.
Стиль барокко стал первым "большим" стилем, охватившим все страны и наложил отпечаток на все жизненное окружение человека: ни один стиль до того не применяли столь последовательно. "Вслед за архитектурой и изобразительным искусством, барочный характер получили предметы ДПИ (мебель, посуда, ткани), мода, весь образ жизни. В это время были изобретены многие предметы обстановки: письменные столы. комоды, платяные шкафы с высокими, затейливыми фронтонами, сиденья стульев и кресел стали обивать. Толстые шаровидные или завитые спиралью ножки столов, закрученные в виде волты подлокотники и ножки стульев, обивочные ткани с крупным цветочным узором, роскошные кареты- все это принадлежит эпохе барокко. Предметы были ёмкими, пузатыми и пышно украшенными." ( Тийу Бийранд, Молодежи об искусстве, Таллин, 1990, с. 117)



Джованни Лоренцо Бернини «Экстаз святой Терезы»
Микеланджело Меризи да Караваджо «Обращение на пути в Дамаск»

2. Архитектура барокко
Барокко – стиль, для которого характерны сложные формы, переплетения, плавный переход из одной плоскости в другую, преобладание криволейных поверхностей (особенно излюбленной была фигура овала) и линий. Чередование выпуклых и вогнутых поверхностей создают ощущение более глубоких объемов, рождают пространственные иллюзии. Архитекторы барокко явно предпочитают декоративное начало. Конструкция обычно скрывается за декоративными элементами, что нередко дает превратное представление о ней - фасады играют роль театрального занавеса, заслоняя основную часть здания. Классический ордер, который ранее выступал как базовый модульный конструктивный элемент, разделяющий плоскости на равномерные части, в барокко рассматривается лишь как элемент, декорирующий здание - использовались разные ордера: от строгого дорического до пышного коринфского, элементы ордера растягивались, скручивались, накладывались друг на друга, изменялся ритм и пропорции. Игра в декор приводит к нестандартным решениям — излюбленный мотив - волюты - спиралью изгибается на фасадах, охватывает овальные окна и порталы с вычурно-волнистыми фронтонами. Самые представительные барочные здания украшаются врутри дорогими породами цветного мрамаора, пышной лепниной, скульптурами и росписями. Живопись на стенах и потолках создает обманчивые пространственные эффекты продолжения здания и небесных просторов.
Рим стал родиной архитектуры барокко. Первым архитектором, заявившим о новом стиле, стал Карло Мадерна (1556—1629 ) . Фасад церкви Санта-Сусанна украшают полуколонны и пилястры, верхний и нижний ярус в единое целое соединяют волюты. Плосткость стены дробиться и изгибается, украшения создают беспокойную игру света и тени, впервые использует баллюстраду над фронтоном. Также архитектор заканчивал строительство собора Святого Петра в 1605—1613 годах. Он изменил вид центрального плана собора, вытянув его неф и часовню, сделав из греческого латинский крест. Сделал фасад доминирующим над остальными архитектурными элементами собора. Одна из самых известных церквей Рима - Церковь святого имени Иисуса (Иль Джезу) архитекторов Джакома Бароцци да Виньола и Джакомо делла Порта - соборная церковь ордена иезуитов в Риме, в которой похоронен его основатель — Игнатий Лойола. Церковь была принята за канон для иезуитских храмов по всей Европе (особенно в Речи Посполитой, ВКЛ, а также в Латинской Америке). Кроме того, церковь известна и своей росписью плафона Джованни Баттистой Гаулли «Триумф имени Иисуса» - написанные особым образом фигуры создают иллюзию, что они парят под потолком и даже отбрасывают на него тень . Церковь Сант-Иньяцио ди Лойола по эскизам Карло Мадерна под руководством иезуита-архитектора Орацио Грасси посвящена Игнатию Лойоле, основателю ордена иезуитов. План церкви с многочисленными капеллами напоминает Иль Джезу. Внутри находятся удивительные росписи Андреа Поццо - мастера иллюзий.. Наиболее радикальный представитель барокко - Франческо Борромини (1599-1667). Для его творческой манеры были характерны отсутствие прямых линий, изобилие затейливых и причудливых архитектурных деталей, усложнённая планировка интерьеров с невероятными перепадами уровней. Любимой фигурой для него был эллипс, который стал основой для планировки зданий. Несмотря на трагическую судьбу, считая свой талант недооцененным, оставил невероятные по конструкции и декору здания - церковь Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане, церковь Сант-Иво алла Сапиенца, базилика Святой Агнессы на пьяцца Навона, палаццо Барберини. Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680) - считается создателем стиля барокко в скульптуре, украшает скульптурным и архитектурным декором интерьеры храмов (Балдахин Святого Петра). Однако ему принадлежит и значительные постройки - ансамбль площади Святого Петра в Риме , небольшая церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале , фонтан Тритон, фонтан Пчёл, фонтан Четырёх рек.
Во Франции барокко приобрело свои специфические черты - в стремлении следовать античным и ренессансным образцам архитекторы делают здания симетричными, ясными, поэтому часто используют понятие "барочный классицизм", или, обращаясь к периодам правления французских королей - "стиль Людовика XIV". К такому классицистически-барочному стилю причисляют Версальский дворец (архитекторы Луи Лево (1612- 1670) и Жюль Ардуэн-Мансар (1598- 1666) вместе с регулярным парком (Андре Ленотр (1613 — 1700) - ландшафтный архитектор). Характерной чертой французских жилых зданий становится мансардная крыша - изобретение архитектора Жюля Ардуэн-Мансара. Самыми известными творениями Ардуэн-Мансара стали Собор Дома инвалидов , комплексы площадь Побед и Вандомская площадь.
В Испании
барокко получило название чурригереско (в честь архитекторов семьи Чурригеры). Для него характерна чрезмерная орнаментальность. Однако самым грандиозным комплексом 16 века стал монастырь и королевский дворец Эскориал, построенный под руководством Хуана Баутиста де Толедо (1515 - 1567) и Хуана де Эррера (1530 — 1597) - автор безорнаментального стиля «эрререско». Дворцовый комплекс должен был олицетворять силу испанской монархии и испанского оружия, в его стилистике соединились идеи Возрождения и барокко.
Лучшими примерами щедрой роскоши могут служить дворцы немецких земель- Бельвед ер в Вене (арх. Лукас фон Гильдебрандт) и Цвингер в Дрездене ( Маттеус Даниэль Пёппельман (1662-1736) - придворный архитектор Августа Сильного (курфюст Саксонии, король Речи Посполитой и Великий князь Литовский) .Более, чем кому бы то ни было иному, Дрезден своим знаменитым барочным обликом обязан именно Пёппельману).
С начала 18 века Россия полностью включилась в круг европейской культуры. В течении короткого времени создавались памятники барокко, не уступающие западноевропейским образцам. Наибольшее равзитие барокко получило в новой столице - Санкт-Петербурге. Петр 1, задумал построить город, способную превзойти европейские города и резиденции. Жан-Батист Леблон (1679- 1719) - автор планировки Санкт-Петербурга, образцовых домов, Петергофа. Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771) стал крупнейшим представителем барокко. К числу его творений принадлежат Рундальский дворец, Аничков дворец, Воронцовский дворец, Большой Екатерининский дворец , Зимний дворец, Смольный собор , Андреевскую церковь и др.

Темы для презентаций (рефератов)

1) Иль Джезу - архитектура и росписи
2) Церковь Сант-Иньяцио ди Лойола - архитектура и росписи
3) Церковь Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане
4) Ансамбль площади Святого Петра в Риме
5) Версаль
6) Цвингер
7) Зимний дворец
8) Петерогоф

Самостоятельная работа № 1 А, Б


Карло Мадерна,
Франческо Борромини,
Лоренцо Бернини,
Джакома делла Порта,
Джакома да Виньола,
Жюль Ардуэн-Мансар,
Луи Лево,
Андре Ленотр,
Хуан Бауттиста де Толедо,
Хуан де Эррера,
Лукас фон Гильдебрандт
Маттеус Даниэль Пёппельман,
Франческо Бартоломео Растрелли
Жан-Батист Леблон
3. Скульптура барокко
Скульптура является неотъемлемой частью барокко, украшая фасады и внутренние помещения, парки, площади, фонтаны. В отличие от средневеновья, где она несла повествовательный или поучающий смысл, скульптура барокко является в большей части скорее декоративным, эмоциональным наполнением архитектурных ансамблей. Они порывисты, беспокойны, живописны. Люди в развивающихся одеяниях или обнаженые представлены в надуманных позах - пышные драпировки, вычурные жесты, бесчисленные детали превращают образ в извилистый поток, насыщенный контрастами света и тени.
Характерные черты :
- техническое совершенство - мастерство и виртуозность барочных мастеров позволило им создавать реалистичные фактуры поверхностей, сложные драпировки, имитирующие различные виды ткани, даже кожа героев различалась в зависимости от возраста человека - максимальная реалистичность
- движение - главное внимание уделялось динамизму ансамбля благодаря воплощению сцен, изображавших определенный момент какого-то действия
- страстность и чувственность, сила эмоций, интерес к драматической сложности и многообразию мира
- зрелищность - скульпторы стремились к включению зрителей в пространство скульптуры, своеобразной театральной сцене
- сложное композиционное построение - изобилие деталей, композиция «закручивалась» по спирали или кругу, что придавало дополнительный эффект вращения, удобный прием для изображения таких сюжетов, как метание диска, борьба и так далее (Л.Бернини "Давид", Джамболоньи "Похищение сабинянок"),
- комбинированность - многие мастера стали использовать в своих произведениях комбинации различных материалов.
Произведения можно разделить на две основные категории: те, что предназначались для украшения и дополнения архитектурных проектов, и скульптуры как отдельные самодостаточные работы. В архитектуре декоративные скульптуры использовались тремя различными способами:
- для украшения верхней части помещения (церковь Святого Петра (Рим), Версаль),
- использование статуй вместо колонн и стоек, обеспечивающих поддерживающие функции (особенно популярно в немецком барокко).
- различные фризы и различные декоративные элементы
Традиционная скульптура использовалась и как самостоятельное произведение, и как часть архитектурного ансамбля (надгробие, фонтаны, алтари, монументы и т.д.).
Величайшим скульптором барокко стал Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680) . В его скульптуре воплотились основные элементы этого стиля: динамизм поз, резкий разворот тел, экспрессивность жестов и лиц, отполированная до блеска поверхность мрамора, а также множественность ракурсов, что позволяет воспринимать скульптуру с разных точек зрения, делали ее "живой" ("Аполлон и Дафна","Похищение Прозерпины", "Экстаз Святой Терезы" , бюст Людовика XIV и др.), проектировал и создал знаменитые фонтаны- фонтан Четырёх рек, фонтан Тритона и др.. Всемирно известный фонтан Рима - фонтан Треви был создан по проекту архитектора Николо Сальви (1697-1751), над скульптурами трудились несколько человек: Пьетро Браччи (1700-1773), Джованни Баттиста Миани , Филиппо дель Валле, Андреа Бергонди и другие.
Скульптура Франции отличалась смешением барокко и классицизма (ориентация на Античность) . Франсуа Жирардон (1628 — 1715) , обучавшийся также и у Бернини, работал на отделке Версальского дворца, был одним из любимых скульпторов короля («Аполлон и нимфы Тетиса», «Победа Франции над Испанией», "Похищение Прозерпины")
Скульптура барокко в Испании носила сугубо культовый характер. Большой популярностью пользовалась деревянная скульптура, которая затем раскрашивалась, иногда, для большего правдоподобия, инкрустировалась хрусталем и одевалась в настоящую одежду. Характерным примером является скульптурная группа, выполненная Григорио Фернандесом ( 1576 -1636) "Пьета" . Полихромные скульптуры делались также из камня.
В России первоначально скульпторы приглашались с Европы. Бартоломео Карло Растрелли (1675 -1744), итальянский скульптор отец архитектора Бартоломео Франческо Растрелли, работал при дворе Людовика XIV, в 1716 году был вызван Петром I в Петербург для литья пушек и для художественных работ по украшению новой русской столицы, автор памятника Петру 1, а также скульптур для фонтанов Летнего и Петергофского садов, бюстов известных людей.
На территории Речи Посполитой и Великого Княжества Литовского барокко распространялось не только благодаря магнатам, но и католическими монашескими орденами. Серьезный вклад сделал орден иезуитов , построив костел Божьего Тела в Несвиже по проекту Бернардони, фактически повторяющему Иль-Джезу и ставшему первой барочной постройкой на Беларуси. Крупнейший комплекс иезуитов был построен в Гродно. В 1705 году на его освящении были король Август 2 и царь Петр 1. Для создания алтарей в 1730-е годы был приглашен мастер - резчик по дереву Иоаганн Шмидт из Кенсберга, который создал более 20 деревянных фигур, украшающих алтарь (апостолы, святые и меценаты костела ), по проекту 1707 г. прусского скульптура К.Пэукера. Главный алтарь является одним из значительнейших памятников скульптуры барокко на Беларуси.

Темы для презентаций (рефератов)
1. Лоренцо Бернини - скульптор
2. Версаль и его украшение
3. Фонтаны Петергофа
4. Главный алтарь костела Франциска Ксаверия в Гродно


Самостоятельная работа № 1 А, В.

Джованни Лоренцо Бернини
Пьетро Браччи
Франсуа Жирардон
Григорио Фернандес
Бартоломео Карло Растрелли
Иоаганн Шмидт

4. Барокко в Гродно
Стиль барокко в Гродно представлен достаточно широко. Прежде всего, это католические храмы: костел святого Франсциска Ксаверия и бывший монастырь иезуитов, Бернардинский костел Нахождения Святого Креста и монастырский комплекс, Францисканский костел Матери Божьей Ангельской и монастырский комплекс, Бригитский костел Благовещения Пресвятой Девы Марии и монастырский комлпекс, бывший комплекс монастыря босых кармелитов (на сегодняшний день о стиле барокко напоминает фасад здания "Приорбанк", сохранивший условное барочный силуэт), а также светские застройки - застройки Городницы (как планировка целого комплекса, так и отдельные здания), планы Нового замка, дворцово-парковый ансамбль Воловичей в Святске.
Архитекторы барокко в Гродно - Джузеппе Сакко, Иоганн Мёзер, Карл Фридрих Пёппельман.
Темы для презентаций (рефератов)
1. История Городницы
2. Джузеппо Сакко, архитектор Городницы
3. Костел Франциска Ксаверия
4. Костел Нахождения Святого Креста

Самостоятельная работа № 1 Г.



Костел святого Франсциска Ксаверия,
Костел Нахождения Святого Креста,
Костел Матери Божьей Ангельской,
Костел Благовещения Пресвятой Девы Марии,
Дворец князй Четвертинских ,
Дворец Воловичей,
Кривая офицына,
Дом ремесленника
Проект Нового Замка
Дом администратора

5. Живопись барокко (Италия, Испания, Фландрия)
Живопись приобрела особое значение в искусстве 17 века. Расширился круг изображаемых предметов, появились новые жанры, кроме религиозных и мифологических тем внимание стало уделятся современному окружающему миру. Живопись барокко, в зависимости от того, кто ее заказывал, можно разделить на 3 части: церковную, придворную и буржуазную. Наилучшие примеры церковной живописи принадлежат Италии и Испании, фламандские мастера создали наиболее пышное придворное искусство, в Голландии расцвело буржуазное искусство.
Для стиля барокко в живописи характерны:
- игра света и тени
- сильные контрасты темного и светлого,
- кьяроскуро -живописный эффект, основанный на контрасте между ярко освещенными фигурами или участками картины и затемненными - эффект "подвального освещения", когда из мрака вырываются отдельные части
- верная передача поверхности различных материалов
- напряженные и драматичные сцены
- яркое выражение человеческих эмоций (часто это сопровождалось преувеличением - эффектные жесты, изогнутые позы, наполненные слезами глаза, поднятые к небу и т.п.)

Италия. На протяжении 17 века стены итальянских дворцов и церквей активно расписывались в стиле барокко. Невероятных высот достигла монументальная живопись в росписи плафонов (потолков). Большие масштабы требуют подготовительных работ и точного геометрического расчёта. Очень трудно учесть также, как будет видеть фреску зритель с разных точек зрения. Андреа дель Поццо (1642-1709) , автор трактата по теории перспективы, создавал невероятные иллюзорные росписи, вызывающие эффекты трехмерного письма ("Апофеоз Святого Игнасио", Зал исповедальни, "Апофеоз святого Франциска Ксавьера" и др.). Один из самых ярких мастеров , создатель пышных театрализованных фресковых ансамблей во дворцах Рима и Флоренции был Пьетро да Кортона (1596-1669) (росписи палаццо Барберини). Фрески на античные сюжеты (палаццо Фарнезе“Триумф Вакха и Ариадны”, “Меркурий и Парис”, “Пан и Дианы”, “Юпитер и Юнона” ), выполненные братьями Карраччи (Агостино, Аннибале, Людовико), а также отдельные картины и гравюры стали образцом для подражания на долгие десятилетия. В 1585 г. основали художественную "Академию вступивших на правильный путь", преподаватели которой главное внимание уделяли рисованию с натуры, превратив Болонью в своего рода центр итальянской живописи 17 века. Более того, принципы, по которому работала" Болонская Академия", позаимствовали и другие школы, дав начало понятию "академизм" в искусстве.
Ярким и своеобразным художником был Микеланджело Меризи да Караваджо (1573-1610). Стремясь к правдивому отображению, особое внимание уделял к изображению материальности вещей и передаче освещения, на религиозных картинах большей частью действующие лица - простые люди из народа, место взято из реальной жизни («Корзина с фруктами»,«Мальчик с корзиной фруктов»,«Гадалка», «Шулеры»,«Призвание апостола Матфея»,«Обращение Савла»,«Давид с головой Голиафа» и др.) События обычно разварачиваются в полутьме, пронизанной насквозь лучом света. Его манера - кьяроскуро , "подвальное освещение"- быстро стала популярной в Европе, получила название "караваджизм".

В Испании барокко приобретает несколько фанатично-религиозный характер. Одним из самых оригинальных художников стал Эль Греко (Доменикос Теотокопулос ( 1541-1614)). Первоначально получив образование в Греции и Италии, в Толедо он привнес в живопись тот отпечаток иступленной религиозности , силу духа, что стал более испанским художником, чем сами испанцы. На его картинах человеческие фигуры сильно вытянуты, игра света и тени напоминают языки пламени, беспокойные заостренные линии делают его стиль ярким и неповторимым ("Погребение графа Оргаса" , "Вид Толедо" , "Апостолы Павел и Петр" и др.). Религиозные картины в темных тонах (караваджизм) создавали Хусепе де Рибера (1591-1652) ("Святая Инесса и ангел, укрывающий её покрывалом", "Прометей") и Франсиско Сурбаран (1598-1664) ("Христос на кресте" , "Франциск Ассизский"). Больше красочности и лёгкости в картинах Бартоломе Зстебана Мурильо (1618-1682), среди мадонн которого выделяется невероятно жизненные портреты уличных мальчиков ("Непорочное зачатие", "Мальчик с собакой", "Маленький нищий").
Один из самых известных испанских художников Диего Родригес де Сильва-и- Веласкес (1599-1660).- автор портретов королевской династии, сцен придворной жизни, исторических и мифологических сюжетов, портретов знати и "маленьких людей", бодегонес (сцены из трактира).
Король за непревзойденное мастерство произвёл Веласкеса в рыцари Ордена Сантьяго (1659)- это было настолько важно для художника, что он дописал орден на автопортрете в картине "Менины" (1656) после ее завершения. ("Портрет короля Филлипа IV", " Сдача Бреды", «Портрет папы Иннокентия X». "Менины, "Пряхи", "Портрет инфанты Маргариты", "Завтрак" и др.). Будучи королевским художником, был основателем музея Прадо.

На рубеже 16 и 17 веков Нидерланды распались на 2 части: северные земли стали независимой протестанской республикой Голландия (Республика Семи Объедененных Провинций) , южные земли (Фландрия), остались под властью католической Испании. С этого момента искусство этих стран развивалось по разному. Во Фландрии - это было пышное придворное барокко, в Голландии - искусство буржуа- более простое и правдивое.
Питер Пауль Рубенс (1577-1640), художник, дипломат и коллекционер , наиболее полно воплотившим иделы барокко, является ярчайшим представителем фламандской живописи (т.е. живописи Фландрии). Успех и всеобщее восхищение сопутствовали ему с самого начала карьеры. Творческое наследие Рубенса насчитывает около 3000 картин, значительная часть которых выполнена в сотрудничестве с учениками и коллегами, крупнейшим из которых был Антонис ван Дейк. Из его мастерской картины на мифологические, религиозные , исторические темы выходили десятками. Существует даже шутка - в Европе нет ни одного музея, где бы не было работы Рубенса. Наиболее ответственные заказы ( и семейные картины) он полностью выполнял сам или писал наиболее значимые фрагменты (около 1300 картин приписывают "чистому" авторству)
. ("Воздвижение креста", "Автопортрет с Изабеллой Брант", "Портрет Клары Серены Рубенс", "Три грации", "Персей освобождает Андромеду", " Охота на львов ", "Коронация Марии Медичи 13 мая 1610 года", "Портрет Елены Фоурмен" и тд.). Антониас ван Дейк (1599-1641) учился в мастерской Рубенса, выработал свою манеру письма - более изысканную и утонченную . Искусство портрета, особенно парадный , довел до высокого совершенства. Был придворным портретистом в Англии, Германии. В Англии получил статус королевского художника ("Тройной портрет Карла 1", "Автопортрет", "Конный портрет Карла 1", "Портрет Джеймса Стюарта" и др.). Кроме придворных , фламандская живопись может гордится и более "народными" художниками. Якоб Йорданс (1593-1678) писал картины религиозного, исторического, мифологического, аллегорического содержания, а также бытовые жанровые картины с фигурами в натуральную величину и портреты. "Народная" тематика проявлялась в легкой иронии изображения сцен веселья и пиршеств ("Возращение из Египта , "Святое семейство", "Бобовый король" и т.д.). Андриан Брауэр (1606-1638), обращался к жизни нищих крестьян, людям низкого социального слоя - писал курильщиков и картежников, сцены гулянок, попоек и драк в грязных, мрачных трактирах, своим интересам к крестьянской жизни он напоминает малых голландцев (одно время учился и жил в Харлеме - центре голландской живописи) "Горький напиток", "Крестьяне, играющие в карты" , "Операция на ноге" и др.

Темы для презентаций (рефератов)

1) Трактат "Перспектива живописцев и архитекторов" Андреа дель Поццо
2) Болонская академия
3) Караваджизм
4) Плафонная роспись барокко
5) Эль Греко
6) Диего Веласкес "Менины", портреты инфанты Маргариты
7) Питер Пауль Рубенс - тройной успех ( творчество, карьера, личная жизнь)
8) Парадный портрет

Самостоятельная работа №2 А,Б,В



Италия
Андреа дель Поццо,
Пьетро да Кортона,

братья Карраччи,
Микеланджело да Караваджо


Испания

Эль Греко,
Хусепе де Рибера,

Франсиско Сурбаран,
Бартоломе Мурильо
,
Диего Веласкес

Фландрия
Питер Пауль Рубенс,
Антониас ван Дейк,
Якоб Йорданс
,
Андриан Брауэр

6. Голландская живопись 17 века (малые и "большие" голландцы)
Голландская живопись в 17 веке пережила необычный расцвет вместе с экономикой всей страны и имеет яркие специфические черты, позволяющие выделить ее в отдельное направление. Крупных заказчиков, таких как церковь и аристократия, не осталось ввиду протестанского вероисповедания и республиканского правления. Поставленные в новые условия, которые диктовали деловитые голландцы, требовавшие готовые изделия для украшения интерьеров городских домов, художники фактически начали работать в режиме современного арт-рынка, где сначала был продукт (картина) и лишь потом - деньги (до этого времени художники работали по принципу заказа, где заказчик предоплачивал заказ, после завершения - выплачивалось оставшаяся сумма). Огромный рынок художников (в маленькой Голландии насчитывалось более двух тысяч живописцев) потребовал свою узкую специализацию определенного жанра, что позволяло достичь невероятного мастерства. Художники писали картины целыми партиями, деля с торговцами доходы, и часто налаживали настоящий конвейер по их производству. Фактически, если посчитать общее количество написанного - каждый день в "золотой век" в Голландии на свет появлялась одна картина. Обычным делом стала совместная работа различных художников над одной картиной — один писал небо, другой — зелень, третий — фигуры, а также изменение подписей художников с целью более выгодной продажи, бесчисленные повторения, тиражирование и варьирование наиболее удачных с коммерческой точки зрения картин, дописывания, подновления и переделки старых.
Дома в Голландии имели свою ярко выраженную планировку - это были маленькие по занимаемой земельной площади, узкие, но высокие двух-трех-четырех этажные дома с размещением 1-2 комнат на каждом этаже. Более того, на площадь наделов для строительства дома в городе не могли повлиять ни деньги, ни статус - все было жестко регламентировано - ширина дома - не более 3 окон. В небольших помещениях с влажным климатом потеряли актуальность фрески, характерные для итальянцев, однако особую популярность приобрели маленькие и средние по размеру живописные полотна - во-первых, площадь и освещение комнат не предусматривал пространства для осмотра, во-вторых, они стоили дешевле. Наличие же предметов искусства говорили о социальном статусе и благосостоянии. Мода на эти работы приобрела невиданный размах среди всех слоёв общества, что породило колоссальный спрос на картины. Их покупали горожане, ремесленники и даже крестьяне. Именно эти события привели к тому, что XVII век стал «золотым» для голландского искусства. Поскольку картины писались не для церквей и замков, популярные темы были не религиозные и мифологические , а вполне реалистические и правдивые - на картинах голландцы хотели видеть себя и свою жизнь, переданную как можно более точнее. Кроме того, что предметы передавались максимально реалистичными, тайная символика изображаемого - еще одна сторона голландской живописи. Так, голландский натюрморт XVI–XVII веков — своеобразная интеллектуальная игра, в которой зрителю предлагалось разгадать определенные знаки.Предметы, изображенные в натюрморте, многозначны: их наделяли назидательным, религиозным или иным подтекстом -повседневные вещи обладали скрытым значением, а за всяким изображением должен стоять моральный урок. Строгих правил, как читать картину, конечно, не существовало, и зритель угадывал на холсте именно те символы, которые хотел видеть. Бытовая тематика, узкий жанр, а также небольшие размеры картин дали название направлению - малые голландцы (хотя мастера это были в большинстве своем очень значительные). В большинстве случаев индивидуальные различия стиля и манеры живописцев были не столь существенны и на первый план выступал жанр, сюжет и отработанная совместно стилистика школы. Тем не менее, несмотря на свои малые размеры и специализацию живописцев, вынужденных как и все ремесленники, чутко реагировать на вкус публики и характер спроса, картины «малых голландцев» — яркое явление в мировой живописи.
Дифференциация (разделение) коснулась не только видов жанров, но и специализаций внутри жанра. Ни в одной другой национальной школе, кроме голландской, так далеко не заходила специализация живописцев внутри каждого жанра. Так, например. различались специализация натюрмортов ("цветы", "завтраки", "десерты", "vanitas" (суета сует), охотничьи трофеи, тромлпеи (обманки) и др.) Компоненты композиции не были случайны - символика позволяла считывать не только роскошь и благосостояние, но и морализаторские посылы. Из многочисленной армии художников можно выделить наиболее ярких и сильных. Балтазар ван дер Аст (1593-1657), Ян ван Хейсум (1682- 1749) - мастера цветочно-фруктового натюрморта, где цветочные композиции часто дополнялись плодами, мелкими предметами, изображениями животных. Эти образы выражали основную мысль произве­дения, подчеркивая мотив быстротечности, увядания, греховности всего земного и нетленности добродетели. Питер Клас (1597-1660), Виллем Клас Хеда (1593-1682) - специализировались на "завтраках".Понять натюрморты с разнообразной сервировкой можно в зависимости от набора предметов. Так, серебряная посуда символизирует земные богатства и их тщетность, ветчина — плотские удовольствия, привлекательный с виду и кислый внутри лимон олицетворяет предательство, высокий стеклянный бокал - хрупкость человеческой жизни. .В Лейдене, интелектуальном центре Голландии, появился философский натюрморт "vanitas" (суета сует) или memento mori (помни о смерти), где предметы олицетворяли разные ипостаси земной жизни - созерцательную (предметы науки, искуства, литературы), чувственную (слух, обоняние, осязание, зерние, вкус) и бренности бытия (песочные часы - как утекающее время, завявшие цветы - символ смерти и тп.) - Питер ван Стенвейк (1632-1654). Ян Давидс де Хем (1606-1684), Виллем Калф (1619-1693) - мастера "зрелищного" пышного барочного натюрморта -"десерта". Йоханнес Леманс (1633-1688) -специализировался на охотничьих натюрмортах - тромплеях, в то время как Ян Веникс (1640 - 1719) - автор многофигурных и многоплановых композиций с битой дичью.
Особой популярностью пользовался бытовой жанр (жанровая живопись), где отражался быт горожанина - от уютных голландских домов и довриков до отражения простой повседневной жизни. Центром жанровой живописи стал Харлем, где располагалась единственная в то время Академия художеств в Голландии. Андриан ван Остаде (1610-1685) последователь Андриана Браувера в "деревенском жанре", в то время как Геррит Доу (1613-1675) отражал жизнь людей, принадлежавших более высокому социальному слою (его специфическая заглаженная и тщательная манера письма получила названия "гладкопись") . В других городах также были свои мастера жанровой живописи. Мастер ироничных и нравоучительных бытовых сюжетов Ян Стен (1623-1669), Герард Терборх (1617-1681) прославился как выдающийся мастер "kabinettmalen" (комнатной живописи), в композициях которого отражена жизнь зажиточных голландцев в интерьере. В Делфте величайшими художниками были Питер де Хох (1629-1684), изображавший уютную жизнь голландских домов и двориков, Ян Вермеер (1632-1675) - женщин за повседневными делами - на кухне, за плетением кружев, музицированием или чтением письма и т.п.
Национальные черты живописи проявились и в пейзажах - верность народному пониманию родной природы и ощущение поэзии простых мотивов - дюн, мельниц, равнин, лесов и холмов - без героизации и фантастических приукрашиваний. Хендрик Аверкамп (1585-1634) - сделал зимний пейзаж с включением жанровых элементов признаком национальной школы (ни в одной стране нет столь разообразных зимних пейзажей), Ян Порселлис (1584-1632) - был первым художником в истории живописи , который сделал своей темой морские вдиды без берегов и без гаваней. Ян ван Гойен (1596-1656) - фактически создатель голландского реалистического пейзажа с панорамным видом - обширные равнины, маленькие города, едва поднимающиеся над ровными полями, низкий горизонт, большое пространство для неба и облаков. Паулюс Поттер (1625-1654) - мастер "фермерского" пейзажа с животными. Якоб ван Рейсдал (1628-1682) - наиболее значительный художник-пейзажист, наполнил свои пейзажи большими личными чувствами и переживаниями, не ограничивался определенными темами изображения, фактически изображая все - виды деревень, равнины и дюны, лесные болота и море, изображенные в самую различную погоду и разные времена года. Ян ван дер Хейден ( 1637-1712) - мастер городского пейзажа - от точных застроек голландских улиц до архитектурных композиций, включающие ранее увиденные здания.

"Большие" (великие) голландцы - абсолютно условное название, отностится к мастерам, которые писали картины в разных жанрах и размерах (от станковых до монументальных), в отличие от узкоспециализированных "малых" голландцев. Франс Халс (1580-1666) - главным образом писал портреты. Славу приобрел благодоря масшатбным групповым портретам, свободной и сочной технике письма ("Цыганка", "Банкет офицеров стрелковой роты святого Георгия", "Регентши приюта для престарелых") . Рембрандт ван Рейн (1606-1669) - крупнейший живописец мирового значения. Его творчество охватывает практически все жанры - от портретного до религиозного ("Автопортет с Саскией", "Святое семейство", "Даная"). Его эксперементы в области композиции и техники привели к его известности и краху ( "Урок анатомии доктора Тульпа", "Ночной дозор") Сложные драматические события в жизни фактически дали другой взгляд на живопись и реализм - передача глубокой духовности, жизненного опыта и индивидуальности ("Возращение блудного сына", "Портрет старика") .

Самостоятельная работа № 3 А,Б,В,Г

Питер Клас,
Виллем Клас Хеда,

Балтазар ван дер Аст,
Ян Давидс де Хем,
Питер ван Стенвейк,
Виллем Калф,
Иоганнес Леманс,
Ян ван Хейсум,
Ян Веникс,

Герард Терборх,
Ян Стен,
Геррит Доу,
Андриан ван Остаде,
Ян Вермеер,
Питер де Хох

Ян Порселлис,
Хендрик Аверкамп,
Ян ван Гойен,
Паулюс Поттер,
Якоб Рейсдал,
Ян ван дер Хейден

Франс Халс
Рембрандт

7. Рококо
Своеобразным продолжением барокко, но более игривым и легким было рококо. Зародившись в 20х гг. 18 столетия во Франции продлился более полувека (во Франции стили Людовика XV, XVI) . Если стиль барокко был языком религии и власти, то рококо стремилось создать комфортную среду для частного человека. Мебель рококо была невероятно изысканной и удобной.В эпоху Просвещения отношение к нему более чем негативное - Д. Дидро называл этот стиль "временем испорченного вкуса", хотя единственная его "вина" - в излишней "любвиобильности" и салонности. Искусство должно было нравится, развлекать, превращая жизнь в утонченный маскарад и "сады любви". Галантные развлечения и праздники, а также любовные интриги и авантюры, мир, где нет места героизму и пафосу, а есть интимные переживания, декоративная театральность, игра в любовь, фантазии, прелестные безделушки - определяли содержание искусства. Само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента (изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины), затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов).
Большинство построек - это небольшие загородные дворцы и богатые городские особняки, окруженные садами ( во Франции их называли "отелями"). Сравнительно маленькие комнаты (салоны) часто имели криволинейные. закругленные очертания, а окна делались на всю высоту стены ( от пола до потолка - "французские" окна). Интерьеры в мягких пастельных, жемчужно -серых. золотистых тонах были оформлены скульптурными и резными композициями с мотивом раковины, цветов, ветвей и листьев, живописными панно и множеством зеркал. Мода, с широчайшими юбками и откровенными декольте, талиями, затянутыми до предела, кружевами и шелком, напудренными париками - говорила о том, что ей могли следовать только люди, не занятые никаким трудом. Именно такую жизнь - праздную, беззаботную и легкомысленную - изображали художники того времени.
Характерные черты рококо:
1. Грациозность и легкость, затейливость, декоративная утонченность и импровизация, пасторальность (пастушеская идиллия), тяга к экзотике ("шинуазри"- увлечение китайским стилем).
2. Орнамент в виде стилизованных раковин и завитков, арабесок, цветочных гирлянд, фигурок амуров и т. п.
3. Сочетание пастельных светлых и нежных тонов с большим количеством белых деталей и золота, валерность (валёр - мельчайшие оттенки цвета).
4. Культ прекрасной наготы, восходящей к античной традиции, чувственность.
5. Культ малых форм, камерность, миниатюрность (особенно в скульптуре и архитектуре), любовь к мелочам и безделушкам ("прелестным безделицам"), наполняющим быт в "галантный век".
6. Двойственность образов, переданная с помощью легких жестов, полуоборотов, нюансов и намеков.
Живопись рококо.
Антуан Ватто ( 1684-1721) писал празднества в садах и театральные представления: грациозные дамы и кавалеры развлекаются на фоне чудесных парков. Франсуа Буше (1703-1770) обращался к аллегорическим и мифологическим сюжетам, изображал деревенские ярмарки и фешенебельную парижскую жизнь, писал жанровые сцены, пасторали, пейзажи, портреты. Поклонницей его творчества была фаворитка Людовика XV маркиза де Помпадур, с которой он написал несколько портретов. В последние годы жизни был директором Королевской академии живописи и скульптуры и «первым живописцем короля». Оноре Фрагонар (1732-1806) почти всю жизнь выполнял работы для частных заказчиков, в том числе для мадам Дюбарри, самой очаровательной фаворитки Людовика XV. Фрагонар создавал жизнерадостные, грациозные, зачастую двусмысленные сцены , которых отличает изысканный колорит. Немного в стороне от модного направления, сознательно избегая торжественных и пасторально-мифологических сюжетов, стоит Жан Батист Симеон Шарден (1699 -1779 ), который, добавив изящества и естественности, продолжил традиции голландских и фламандских мастеров. Один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи (своих героев он нашел среди парижской мелкой буржуазии и простых людей - так называемого сословия "третьего класса").
Скульптура в значительной мере развивалась в зависимости от принципов убранства интерьера рококо, она часто утрачивала монументальность, приобретая более камерный и декоративный характер. Большое распространение получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров, их ставили в парке, украшали ими беседки, салоны, купальни. Особой популярностью начали пользоваться небольшие статуэтки из фарфора. Этьен Морис Фальконе (1716 - 1791) —в скульптурных и фарфоровых работах, исполненных по заказу мадам де Помпадур, старался следовать модному стилю рококо («Музыка», «Амур», «Купальщица»). Мечтая о создании монументального произведения, по приглашению императрица Екатерина II, создал конный памятник Петру I ("Медный всадник").
Архитектура. Пьер Деламер (Отель Субиз) - автор первого здания типа отель. Сан -Суси - самый известный дворец Фридриха Великого, расположенный в в Потсдаме. Дворец был возведён в 1745—1747 годах по проекту самого короля под руководством близкого друга короля — архитектора Георга Венцеслауса фон Кнобельсдорфа
. Пример стиля "шинуазри" - Китайский чайный домик Иоганна Готтфрида Бюринга в Сан -Суси.
Эпоха рококо принесла новые тенденции и в ландшафтную архитектуру - проектирование садов и парков. В противоположность симметричному и регулярному парку эпохи барокко, который называют французским, возник подражающий живой природе парк с извилистыми дорожками и как бы случайно разбросанными купами деревьев, т.н. английский.

Самостоятельная работа № 4


Антуан Ватто,
Франсуа Буше
,
Оноре Фрагонар
,
Жан Батист Симеон Шарден

Этьен Морис Фальконе

Пьер Деламер,
Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф,
Иоганн Готтфрид Бюринг

 

Краткий конспект по истории искусств для 2 класса. Введение в историю искусств.
Краткий коснпект по истории искусств для 2 класса. Искусство Древнего Мира.

Краткий конспект по истории искусств для 3 класса. Искусство Античности и Средневековья
Краткий конспект по истории искусств для 3 класса. Искусство Возрождения

Краткий конспект по истории искусств для 4 класса. Искусство 17-18 веков.
Краткий конспект по истории искусств для 4 класса. Искусство 18-19 веков.

Краткий конспект по истории искусств для 5 класса. Искусство 20 века.
Кароткі нарыс па гісторыі мастацтваў Беларусі. 5 клас.

 
 

 

©2009 ДХШ г. Гродно
ГлавнаяО школеУченикам и родителямГалереяКонтакт