Государственное учреждение образования

ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ г.ГРОДНО

 
ГЛАВНАЯ
ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
ЛАУРЕАТЫ КОНКУРСОВ
УЧЕНИКАМ И РОДИТЕЛЯМ
ГАЛЕРЕЯ
КОНТАКТ
ПОЛЕЗНОЕ


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

ЛАУРЕАТЫ КОНКУРСОВ

УЧЕНИКАМ И РОДИТЕЛЯМ

ГАЛЕРЕЯ

КОНТАКТ

ПОЛЕЗНОЕ

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВА ДЛЯ 3 КЛАССА. ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ (ПАВЛЕНКО Н.В.)

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА, АВТОРЫ
ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ
1. Возрождение – основные понятия
2. Проторенессанс
3. Архитектура Возрождения
4. Скульптура Возрождения
5. Раннее Возрождение
6. Высокое Возрождение
7. Позднее Возрождение, маньеризм
8. Северное Возрождение – основные понятия, символика в искусстве Северного Возрождения
9. Северное Возрождение (Нидерланды, Германия, Франция)
10. Искусство доколумбовой Америки

 

1. Возрождение – основные понятия
Возрождение - эпоха в странах Западной и Центральной Европы, охватывающая 14-16 века. Это переход от старой культуры к новой, в ней тесно переплелись как античные и средневековые (Северное Возрождение) знания, так и новые открытия. Религиозный и светский характеры, следование традициям и введение новых правил, основанных на научном познании, привели к появлению нового стиля, повлиявшего на дальнейшее развитие европейского искусства. Изменение мировоззрения - прежде всего вера в то, что многое можно добиться своими силами, а не только по "божественному установлению", чувство собственной значимости ("...тебе дана возможность пасть до степени животного, но также и возможность подяться до степени существва богоподобного - исключительно благодаря твоей внутренней воле..."), вера в разум, его творческие возможности, интерес ко всему земному - человеку и окружающей его природе - способствовали развитию научных занятий, что изменило отношение к жизнии. Представление о бескрайних, безграничных возможностей человека способствовало рождению нового стиля в искусстве, где художник подобен и равнозначен богу - сам творит и создает мир. Анонимность средневекового мастера - кисти в руках бога - заменила яркое осознание ценности творческой личности - авторство - всесилие художника, способного изучить законы природы и создать нечто подобное ей самой или же что-то выше её.
Сохранившиеся памятники Древнего Рима в Италии стали почитать за идеальный образец, а подражание Античности дало название этому периоду - Ренессанс (фр. -Возрождение , ит.- Ринашименто.) - т.е. возрождение Античности. Следует заметить, что Возрождение - это не только копирование и тщательное изучение сохранившихся памятников, но, прежде всего, обращение к идеалу античности - человеку, осознание его самоценности и значимости в христианском мировоззрении, и, как следствие, появление нового, абсолютно самостоятельного стиля в искусстве.
В различных странах Возрождение имеет свои особенности - как временные, так и стилистические. Поэтому принято делить на Итальянское Возрождение (Ренессанс) и Северное Возрождение (Нидерланды, Франция, Германия), собственные варианты Возрождения были и в странах Центральной Европы (Польше, Чехии, Великом Княжестве Литовском и т.д.). Италия стала родиной Возрождения, именно там стиль имеет наиболее цельный и последовательный характер развития.
Периоды Итальянского Возрождения (Ренессанса):
- Проторенессанс (к.13-14 вв)
- Раннее Возрождение (15 в.)
- Высокое Возрождение (к. 15 - первые десятилетия 16 вв.)
- Позднее Возрождение (вторая половина 16 в.)
- Маньеризм (к. 16.в.)

У каждого периода имеются свои характерные черты, однако можно выделить общее:
- гуманизм (от лат. humanus -человечный) - человек есть ценность, каждый имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности. Мир человека интересен не меньше,чем мир божественный. Главной темой в искусстве стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями;
-
античность является источником знаний и образцом художественного творчества;
- в архитектуре - основа - принципы античной ордерной системы, новые типы открытых общественных и частных зданий;
- в живописи - изучение основ линейной и воздушной перспективы, анатомии и пропорции человеческого тела;
- в религиозное искусство проникают традиции светского - пейзажа, портрета, бытовых сцен, истории;
- появление светского искусства - портрета, исторического жанра, античной мифологии;
- научное познание окружающего мира и творчество на основе научных исследований и открыти;
- создание и следование идеалу.

 

2. Проторенессанс
Проторенессанс
-переходный период в истории итальянского искусство, предшествующий Ренессансу (13-14 вв.)
Для Средневековья характерно следование образцам, канонам - художник прежде всего осваивал изобразительные схемы, копировал и перерисовывал композиции из старых книг, икон, видоизменяя и вписывая нужные пропорции в новые творения. Он не нуждался в натурных зарисовках, не пытался достичь сходства с определенной особой - достаточно было дополнить фигуру отличительными знаками: короля - короной, епископа - митрой и посохом, ангела - крыльями и нимбом и т.д. Итальянскую живопись средневековья называли византийской, подчёркивая не столько отсутствие у итальянских живописцев своеобразия, сколько бесконечное повторение одних и тех же приёмов и отсутствие новизны.
Первые шаги по преодолению религиозных живописных канонов были сделаны Ченни ди Пепо (1240-1302) по прозвищу Чимабуэ , означающее «быкоголовый», которое получил за упрямство и несговорчивый характер.В начале своей деятельности Чимабуэ был достаточно традиционен, но вскоре в его произведениях старинные, традиционные композиции и фигуры стали более оживлёнными, привлекательными , а краски более свежими, изящными и натуральными. Самые известные его работы - Мадонна на троне для церкви Санта Тринита во Флоренции, Мадонна с ангелами (находится в Лувре), фрески капелы Сан-Франческо в Ассизи, Расписной крест Санта-Кроче во Флоренции. Мадонна с младенцем на троне и двумя ангелами, написанная в конце творческой деятельности выполнена в более соизмеримых пропорциях, подобных реальному миру, однако Чимабуэ все-таки остается художником "византийской школы".
Гениальным художником, разорвавшего шаблоны средневековой живописи , создавшего новое художественное пространство был Джоттто ди Бондоне (1267-1337) - с его появлением открылась новая эпоха в искусстве. Самые знаменитые произведения Джотто - фрески (настенные росписи) в капелле дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1303-1306), Церковь Сан-Франческо в Ассизи (1288-1320), Церковь Святого Креста во Флоренции (1320-1328), а также отдельные алтарные картины.
Наиболее известные -фрески, сделанные по заказу Скровеньи. Так как написаны они были на тему жизни Марии и Христа (Страсти), где каноны были меньше всего разработаны, то именно в них отчетливо читаются все те новаторские изменения, которые совершил Джотто и именно они создают впечатления, будто события из библейской истории происходят на наших глазах.
1. Четкое выделение и ограничение композиции - отдельного сюжета - рамкой.
Это дает возможность сделать акцент, зафиксировать взгляд зрителя на каждом отдельном сюжете, сделать композицию обособленной и замкнутой в своем пространстве, дать иллюзию "окна" в другой мир, сделать свидетелем события.
2. Передача глубины на плоской поверхности - иллюзия объема с помощью светотеневой моделировки
. Дает ощущение материальности и "настоящего" .
3. Передача глубины пространства с помощью пейзажного, архитектурного или интерьерного фона.
Дает ощущение реальности описываемых событий.
4. Разнообразные ракурсы и движения человеческих фигур.
Дает ощущение реальности происходящего, живых человеческих фигур, а не статичной массовки.
5. Наблюдательная перспектива. Дает представление о настоящем земном мире, а не условном пространстве.
Для неискушенного взгляда современников Джотто его картины стали потрясением - словно известные всем библейские герои ожили и все происходит на их глазах. Слава Джотто распространилась быстро и широко. Флорентийцы годрились им, рассказывали о его жизни и это тоже было новым. Никто ранее не считал нужным сохранять имя художника для потомков. С тех пор история искусств становится историей великих художников.
После Джотто изменилась вся концепция живописи, византийская манера стала устаревшей.
Симоне Мартини (1284-1344) ,
один из крупнейших представителей сиенской школы живописи начала 14 века, прославленный мастер алтарной живописи. В его манере - безукоризненное сочетание традиций Средневековья (роскошь, тщательная прорисовка деталей) и новой манеры (перспектива и материальность). Кроме фресок в капелле Сан Мартино в Ассизи, посвященной жизни Св. Мартина и выполненных с использованием новых открытий Джотто - пространственных построений, разных ракурсов фигур людей, новые трактовки в композиции сюжетов и знаменитой фрески с конным портретом Гвидориччо да Фольяно , на которой изображена реальная местность с реальными крепостью и городом и реальным человеком - первой абсолютно светской темой на средневековых фресках, широко известны алтарные картины - "Благовещенье" и "Алтарь Блаженного Агостино Новелло".


Чимабуэ
Мадонна на троне для церкви Санта Тринита во Флоренции,
Мадонна с ангелами,
фрески капелы Сан-Франческо в Ассизи,
Расписной крест Санта-Кроче во Флоренции,
Мадонна с младенцем на троне и двумя ангелами

Джоттто ди Бондоне
фрески в капелле дель Арена (Скровеньи) в Падуе,
фрески в церкви Сан-Франческо в Ассизи ,
фрески в церкви Святого Креста во Флоренции

Симоне Мартини
фрески в капелле Сан Мартино в Ассизи,
конный портрет Гвидориччо да Фольяно ,
"Благовещенье",
"Алтарь Блаженного Агостино Новелло"


3. Архитектура Возрождения
Редкий случай в истории искусств, когда можно назвать конкретную дату зарождения стиля. Раннее Возрождение (как и все Возрождение в архитектуре) начинается в 1420 году - время начала постройки дома Невинных (приют для детей-сирот) Филиппо Брунеллески (1377-1446) во Флоренции. С именем Брунеллески связано не только постройка нового типа городского здания, но и разработка основных позиций нового стиля.
1) в основе архитектуры лежат открытия древних греков и римлян - ордерная и арочная система.
2) античная архитектура является не только примером для подражания, но ,прежде всего, школой для архитекторов, базой для создания новых зданий. Необходимо изучать ее, использовать ее открытия в новых условиях, перерабатывая и приспосабливая к новым требованиям.
3) конструкция здания должна быть логичной и ясной, основанной на законах математической гармонии
4) здания должны быть соразмерны человеку и его потребностям.
5) для создания точных трехмерных проекций необходимо использовать перспективу (открытие законов перспективы приписывают Брунеллески) .
Славу Филиппо Брунелески принес купол собора Санта Мария-дель-Фиоре, на постройку которого долгое время не могли найти архитектора. Его новаторский принцип - двойной купол, связанный поперечными ободами, фактически являлся гениальным изобретением. Кроме этого, в новом стиле - ренессансе , в основе которого лежат открытия античности, были построены Капелла Пацци , церкви Сан-Лоренцо и Санта-Спирито.
Так как эпоха Возрождения - это эпоха научного познания, развитие теории архитектуры способствовали открытие трактатов по архитектуре древнеримского зодчего Витрувия, а также написание новых научных трактатов по истории и теории архитектуры. Одним из виднейших теоретиков и практиков был Леон Баттиста Альберти (1404-1472), в 30х годах написал "Описание города Рима", в 50х- "Десять книг о зодчестве", а также "О живописи", "О статуе". Замыслы зодчего в использовании античного наследия заметны в палаццо Ручелаи (с использованием пилястр), церкви Сант-Андреа (идея триумфальной арки), активном использовании "большого ордера" и пропорций "золотого сечения".
Новым типом городского строения стал палаццо - городской дворец, резиденция знати. В отличии от замков Средневековья, главные функции которых были защита и оборона, что однозначно влияло на суровый, сдержанный внешний облик, палаццо являет собой репрезентативный тип, где внешний облик говорит не только о силе семьи , но и доходах и авторитете. Достаточно открытый светский внешний облик становится популярным и полностью меняет концепцию городской застройки. Если на начало Возрождения во Флоренции было порядко 30 укрепленных замков, то к концу фактически осталось лишь несколько. Палаццо представлял собой замкнутый объём здания с четким разделением на три этажа, открытым внутренним двором с галереями. Жилые комнаты располагались, начиная со 2 этажа - первый отдавался служебным помещениям. Сначала первый этаж сохранял защитную функцию - снаружи он напоминал оборонительную стену с достаточно высоко расположенными зарешетченными окнами. Часто фасад облицовывался рустовкой (грубый, граненый камень), украшался античным декором - иммитацией арок и колонн(пилястры). Палаццо Медичи-Рикарди (арх. Микелоццо ди Бартоломмео (1396-1472)) стал образцом для многих итальянских дворцов.
Центром искусства Высокого Возрождения стал Рим. Донато Браманте (1444-1514) последовательно разрабатывал идеи класической архитектуры - образцовой, имеющей четкую гармоническую структуру. Яркий пример - Темпьетто (небольшой храм) с четкой центричной композицией купольного сооружения. Браманте также разрабатывает первый вариант реконструкции (фактически новой постройки) собора Святого Петра и комплекс дворцов для Ватикана (палаццо Канчелярия)- становится главным архитектором Папы Римского.
Позднее Возрождение связано с творчеством Андреа ди Пьетро делла Гондола - звонкое и говорящее имя Андреа Палладио (1508-1580) дали ему в честь богини Афины Паллады, так как верили, что он способен возродить красоту и мудрость древних греков. Фактически своими практическими и теоретическими работами он заложил принципы европейской классической архитектуры 17-18 вв. , которые получили название палладианство (едиственный стиль, названный по имени архитектора). Основные постройки он создал на своей родине - в городе Виченце (городские дворцы - палаццо) и его округе (загородные дома виллы). Также несколько зданий он построил в Венеции. Искусство Палладио, основанное на глубоком изучении античного зодчества, продолжают идеи древнеримского инженера-теоретика Витрувия и флорентийца 15 века Леона Баттисты Альберти, который придерживался принципов классической римской архитектуры, основанной на точных геометрических пропорциях. В 1545 году Палладио выиграл конкурс на право перестройки городской ратуши XIII века. Палаццо делла Раджоне (сейчас — Базилика Палладио; 1546—1549) в Виченце, изменивший привычный тип флорентийского палаццо и породило новый (Кьерикати (с 1550 г., Палаццо дель Капитано 1571),. В этой постройке формируется одна из основных особенностей творческого метода Палладио — он создает новую систему пропорций ордеров, используя ордер не как простую декорацию фасада, а как главный организующий принцип конструкции, из-за чего она кажется просто и ясно организованной, гармоничной.После строительства базилики Палладио был буквально завален заказами. Наиболее значительная часть наследия Палладио — многочисленные спроектированные им виллы - загородные дома, которые были приспособлены для ведения сельского хозяйства и отвечали потребностям аристократии. Палладио обязательно учитывал ландшафт и парковую зону для красоты вида, колонный портик с фронтоном в духе римской архитектуры придавал жилищу человека «храмовидный» характер, тем самым возвышая и личность владельца, и круг его жизни.(вилла Эмо, вилла Корнаро, вилла Барбаро и др.). Шедевром Палладио является вилла Альмерико-Вальмарана («Ла Ротонда» (или «Капра») в Виченце (1551—1567, достроена Винченцо Скамоцци) — первая светская постройка эпохи Возрождения, увенчанная куполом и идентично оформленным 4 сторонам фасадов легкими ионическими 6-колонными портиками с лестницами. В Венеции Палладио построил церкви Сан-Джорджо Маджоре и Иль Реденторе, которые являются частью силуэта города, объединив его с водным пространством. Последним произведением Палладио стал театр Олимпико - первое монументальное театральное здание в Италии. На сцене находятся постоянная декорация - каменный вид итальянского города эпохи ренессанса.
Палладио написал несколько трудов по архитектуре: «Римские древности» — своеобразный путеводитель по римским руинам, исследованых им самим,«Четыре книги об архитектуре» ,сделавшее классический язык архитектуры общедоступным и универсальным. «Прежде чем начать строить, необходимо тщательно обдумать каждую часть плана и фасада того здания, которое предстоит строить. В каждой постройке должны быть соблюдены (по словам Витрувия) три вещи, без которых ни одно здание не может заслужить одобрения: это польза, или удобство, долговечность и красота; ибо невозможно было бы назвать совершенным здание хотя бы и полезное, но недолговечное, равно как и такое, которое служит долго, но неудобно, или же то, что имеет одно и другое, но лишено всякой прелести», – писал Андреа Палладио в первой книге об архитектуре. Любое здание должно быть вписано в окружающий ландшафт, гармонично сочетаться с природой, не спорить с ней или довлеть над ней.
Микеланджело Буанорроти (1475-1564) начал заниматься архитектурой во второй половине своей жизни. Считая себя скульптором, он неохотно брался за заказы. Его архитектура отражает скульптурное мышление массой, пластичностью и динамизмом, нестандартное использование архитектурных деталей и конструкций и скорее является переходной от стиля Возрождения к стилю барокко. Яркое отражение его принципов - библиотека Лауренцианы во Флоренции. Также он работает над оформлением площади Капитолия в Риме и продолжает строительство собора Св. Петра (купол). Ворота Порта Пиа - это уже яркий пример барокко.



Филиппо Брунеллески
дом Невинных ,
купол собора Санта Мария-дель-Фиоре,
Капелла Пацци ,
церковь Сан-Лоренцо,
церковь Санта-Спирито.

Леон Баттиста Альберти
палаццо Ручелаи,
церковь Сант-Андреа

Микелоццо ди Бартоломмео
Палаццо Медичи-Рикарди

Донато Браманте
Темпьетто,
собор Св. Петра,
палаццо Канчелярия

Андреа Палладио
церковь Сан-Джорджо Маджоре,
церковь Иль Реденторе,
театр Олимпико ,
Палаццо делла Раджоне,
Палаццо Кьерикати ,
Палаццо дель Капитано,
вилла Эмо,
вилла Корнаро,
вилла Барбаро,
вилла Ротонда

Микеланджело Буанорроти
библиотека Лауренциана,
собора Св. Петра,
площадь Капитолия ,
Порта Пиа


4. Скульптура Возрождения
Раньше, чем в архитектуре и живописи, нововведения начались в скульптуре и связано это с именем Никколо Пизано (1220-1284), которого считают основателем итальянской школы в скульптуре. .Из его мастерской вышли знаменитые Арнольфо ди Камбио, Джовани Пизано. В творчестве данных скульпторов еще читается сильное влияние готики, однако уже видно и влияние Античности - в композиции, пространственном построении. В рельефах им удавалось сочетать библейские мотивы и композиции эпохи Древнего Рима. Наиболее интересными являются кафедры баптистерия и собора в городе Пиза.
15 век считается рассцветом итальянской скульптуры. В 1401 году во Флоренции был объявлен конкурс на изготовление из бронзы северных дверей в баптистерии, на котором победил Лоренцо Гиберти (1381-1455), он же изготовил и знаменитые восточные двери "Врата рая" - созданию этих двух пар дверей, наряду с остальными проектами, Гиберти посвятил 50 лет. В рельефах передавалась глубина пространства - композиции включали природу, архитектуру и фигуру людей. Через мастерскую Гиберти прошли многие скульпторы, в том числе и знаменитый реформатор - Донато ди Никколо ди Бетто Барди, или , как его называли, Донателло (1386-1466). Именно он сделал скульптуру самостоятельным видом искусства - не подчиняющейся полностью архитектуре, как это было в средневековье.В 1430 году он создал "Давида" по заказу Медичи для фонтана во внутреннем дворе палаццо. Точное в пропорциях и масштабах юное тело героя было обнаженным - по аналогии с греческими скульптурами олимпийских героев. Работая во многих городах, Донателло в Падуе выполнил конную статую полководца по прозвищу Гаттамелата (Хитрая Кошка) - первый со времен античности стоящий посреди площади конный монумент. Кроме композиционного решения вызов был брошен и технологии создания: бронзовая круглая скульптура больших размеров и сложной формы. Донателло работал во многих городах Италии - Флоренции, Падуе, Риме, Сиене, создавая скульптурные композиции для церквей и светских заказчиков. Его ученик Андреа дель Вероккьо (1435-1488) также создал конную статую (полководец Бартоломео Коллеони в Венеции) и статую Давида - но они выполнены уже с большей эффектностью (движение вперед и опора на 3 точки ) и манерностью. Скульпторы семьи делла Роббиа возродили технику майолика (глазурированного рельефа и круглой скульптуры), рельефами часто украшались дворцы и церкви (медальоны дома Младенцев Ф.Брунеллески)
Самой могучей личностью среди творцов Ренессанса был Микеланджело Буанаротти (1475-1564). Скульптор, архитектор и живописец - его творчество охватывает более шести десятилетий, захватившие изменения Высокого и Позднего Возрождений, а также барокко. Его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения ещё при жизни самого мастера, был первым, чья биография была напечатана ещё при его жизни. Прожил почти 89 лет - за этот период сменилось тринадцать Пап Римских — он выполнял заказы для девяти из них. Создал около 50 скульптур - среди самых известных — "Пьета","Давид", "Пленный раб", статуи Моисея, Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II, надгробие Лоренцо II Медичи ("Утро", "День", "Вечер","Ночь). Начал заниматься скульптурой в 12 лет во Флоренции, скульптура "Спящий купидон", выполненная в 19, была куплена папой Римским и его пригласили в Рим. Первый ранний шедевр - римская скульптура "Пьета"(от итал. pieta – «жалость») – иконография сцены оплакивания безжизненного Христа на руках матери Девы Марии, единственная скульптура, которую он подписал. Кардинал Риарио, увидев скульптуру, в восхищении воскликнул: «Если это твоя заря, то каким же будет твое завтра?». Копии «Пьеты» находятся во многих католических храмах по всему миру. Символом всего Ренессанса стала 5,5 метровой выстоты статуя Давида во Флоренции - автору едва исполнилось 26 лет, когда он получил заказ. Он создает рисунки и уменьшенные модели, ищет ракурсы, положения и распределяет пропорции, на это уходит бoльшая часть времени. Наконец, Микеланджело лепит фигуру из воска, погружает её в ванну с водой и начинает работать с мрамором. Он будет продвигаться к своей цели день за днем, выливая воду из ванны и высвобождая гиганта из куска мрамора. Микеланджело признавался, что высекает свои статуи он очень быстро, будто нечто неведомое владеет его рукой.Это изваяние стало восприниматься как символ Флорентийской республики - уверенного, сильного, гармоничного человека - идеала эпохи Возрождения.Микеланджело 29 лет, когда он заканчивает «Давида». Впереди у него 60 лет жизни, создание великих произведений искусства, таких как потолок Сикстинской капеллы и купол собора Святого Петра.
Скульптура отделилась от архитектуры, статуи стали размещать в залах, дворах и на площадях так, чтобы их можно было рассматривать со всех сторон. Между скульптурами Античности и Возрождения много общего: снова высоко ценится красота обнаженного тела, а формы близки к реальности (идеализированы для передачи сильного духом и уверенного в себе героя) Изображали обычно доблестных и отважных людей, из библии персонажи выбирались соответствующие духу Возрождения - Святой Георгий, Моисей, Давид и др.



Никколо Пизано
кафедры баптистерия и собора в городе Пиза

Лоренцо Гиберти
северные и восточные двери баптистерия во Флоренции

Донателло
Давид,
Конная статуя кондотьера Гаттамелаты

Андреа дель Вероккьо
Давид,
Конная статуя полководца Барталомео Коллеони

Микеланджело Буанаротти
Пьета,
Давид,
Пленный раб,
гробница папы Юлия II ("Моисей")
надгробие Лоренцо II Медичи ("Утро", "День", "Вечер","Ночь).


5. Раннее Возрождение
Эпоха Возрождения стала знаменательной во многих отношениях: живописцы обратились к природе, научились верно передавать пространство, свет и тень, естественные позы и разнообразные ракусры, разнообразные человесеские чувства. Раннее Возрождение стало временем накопления этих знаний и навыков. Поэтому в картинах еще пристутвует сочетание двух эпох: Средневековья - с тщательно декорированными поверхностями и Возрождения - научных поисков истины. С наивным прилежанием изображены все подробности, фигуры четко очерчены, задний и передний план прописаны одинако тщательно, мягкий свет льется со всех сторон, движение - спокойное и застывшее, преобладающее настроение - задумчивость, состояние - тишина. Живопись Раннего Возрождения только стремится к совершенству, но её искренность впечатляет значительно сильнее, чем достигшее соверешенство искусство Высокого Возрождения. Также в эпоху Раннего Возрождения появляется понятие авторского стиля - т.е. художники стремятся быть неповторимыми (исключая реплики собственных произведений).
Паоло Уччелло (настоящее имя Паоло ди Доно -1397- 1475) наиболее рьяно изучал законы перспективы. Перспективные построения в его работах напоминают математические модели, декоративная прорисовка деталей - гобелены, а светотеневая моделировка - скульптурные формы. Самые известные его работы — «Битва св. Георгия с драконом» (три варианта) , три «Битвы при Сан Романо» (1, 2, 3) и последняя его картина «Охота». В его работах есть своеборазная сказочность и наивность, что не умаляет сложность его композиций, умение рисовать лошадей и рыцарей в сложных ракурсах..
Пьеро делла Франческо (1420-1492)
работал не спеша, создал собственный стиль безупречности, совершенной гармоничности форм, ритма, оттенков, общей завершенности, понятности идеи.Росписи собора Сан Франческо в Ареццо (Крещение, визит царицы Савской и др.)- самое масштабное его произведение. По заказу Федериго да Монтефельтро (графа, с 1474 г. ставший герцогом Урбино) написал известный диптих — портрет герцога с памятным портретом недавно умершей супруги, Баттистой Сфорца. Портреты написаны в традиционном для Раннего Возрождения ракурсе - профиль (кроме подобие на профили на римских монетах, ракурс также помог скрыть шрамы на лице герцога)
Фра* Филиппо Липпи (1406-1469)
-художник и «монах-сластолюбец»(* «фра» — сокращение от итал. frate, то есть брат; указывает на монашеский статус), учитель Боттичелли и обладатель одной из самых авантюрных биографий среди мастеров раннего Возрождения. С именем Липпи связывают несколько технических новшеств, важных для истории итальянской живописи. Одним из первых среди мастеров эпохи Возрождения Липпи стал включать в композиции своих картин автопортреты «Коронование Марии». «Мадонна с Младенцем, ангелами, святыми и молящимися», которую Липпи написал по заказу кармелитов, считается первой в истории итальянского искусства религиозной сценой, вписанной в интерьер.Самая знаменитая картина - «Мадонна с младенцем и двумя ангелами (Мадонна под вуалью)» по сути - семейный портрет. Считается, что для картины фра Филиппо позировали его дети и собственная супруга Лукреция Бути, которую выкрал из монастыря и поселил в собственном доме , лишь благодаря ходатайству покровителя художника Козимо Старшего Медичи, Папа, в виде редчайшего исключения, позволил Филиппо и Лукреции снять с себя монашеские обеты и стать мужем и женой.Ему было 50 лет.
Бенноцо Гоццоли (настоящее имя, собственно, Беноццо ди Лезе ди Сандро, 1420-1497).
Роспись «Шествие волхвов» в придворной капелле Медичи в палаццо Медичи-Рикарди стала лучшим произведением.. Она занимает три стены и представляет собой единую композицию, которая тематически была связана с росписью алтарной стены «Рождество» (исполнена Фра Филиппе Липпи). Фреска изображает шествие волхвов. На ней множество тщательно выписанныхдеталей :волхвы с многочисленной свитой, всадники в роскошных одеждах, деревья, животные, птицы, замки, монастыри, рощи, скалы и т. д. Несмотря на определённую идеализацию образов, в участниках шествия принято видеть изображения реальных исторических лиц, в том числе членов семьи Медичи. На картине художник изобразил и самого себя: это человек в красной шапке с надписью Opus Benotii, устремивший пристальный взгляд на зрителя.
Мазаччо (Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди, 1401— 1428)
стал реформатором в живописи.Первый безошибочно применил законы перспективы (фронтальная перспектива с одной точкой схода в росписи "Троица") Фрески капеллы Бранкаччи являются главным произведением, созданным Мазаччо за свою короткую жизнь.Фрески посвящены истории жизни св. Петра, но не имеют хронологически последовательного изложения его жития, а представляют собой набор разновременных сюжетов («Изгнание из рая», «Чудо с сатиром», «Крещение неофитов», «Святой Пётр исцеляет больного своей тенью», «Раздача имущества и смерть Анании», «Мадонна с младенцем», «Св. Иероним и Иоанн Креститель»). В отличие от распространненного тогда узорчатого стиля готики, Мазаччо нарисовал весьма правдоподобных людей без прикрас и с яркими проявлениями эмоций.
Сандро Боттичелли (Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи (1445-1510)). Величайший художник Раннего Возрождения. Прославился изображениями мадонн ("Мадонна Магнификант", «Мадонна делла Мелаграна» и др.), писал портреты ("Портрет Джулиано Медичи", "Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи" и др.) однако наибольшую известность в наше время получил благодаря сюжетам из античной мифологии "Весна", "Рождение Венеры", "Венера и Марс", и др. "Рождение Венеры" - - одно из самых выдающихся полотен Сандро Боттичелли. Считается, что моделью для Венеры была Симонетта Веспуччи - флорентийская красавица,чей идеальный облик мастер писал на многих картинах. Для манеры художника характерна невероятная утонченность образов и задумчивость, повторяемость женских образов, декоративность в решении деталей. Трагические моменты его судьбы (под влиянием проповедей Сованаролы он публично сжег несколько своих картин) повлияли на поздний набор сюжетов, говорящих об раскаянии. "Покинутая" - картина о безнадежности, одиночестве и трагической судьбе

 


Паоло Уччелло
«Битва св. Георгия с драконом» (три варианта) ,
«Битва при Сан Романо» (1, 2, 3) ,
«Охота».

Пьеро делла Франческо
Крещение,
Визит царицы Савской,
парный портрет герцогов Урбинких


Филиппо Липпи
Коронование Марии,
Мадонна с младенцем и двумя ангелами

Бенноцо Гоццоли
Поклонение волхвов

Мазаччо
Троица,
роспись капеллы Бранкаччи

Сандро Боттичелли
"Мадонна Магнификант",
«Мадонна делла Мелаграна»
Портрет Джулиано Медичи",
"Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи" ,
"Весна",
"Рождение Венеры",
"Венера и Марс"

"Покинутая"


6. Высокое Возрождение
В отличие от других периодов Высокое Возрождение затрагивало лишь несколько десятилетий: конец 15 века и начало 16, связан с творчеством "титанов Возрождения" - Рафаэлем Санти, Микеланджело Буанаротти и Леонардо да Винчи. Это также время расцвета искусства Венеции- Джорджоне и Тициана. Время создания самых грандиозных фресок и соборов. Время невероятного величия и совершенства искусства - подтверждение силы творческого духа. Возможно, последний период "универсальности" таланта, когда художник был одновременно и скульптором и архитектором. Позже количество знаний в каждом виде искусства вырастало настолько, что потребовало четкого разделения на виды творчества для достижения наивысшего мастерства.
Леонардо да Винчи (1452-1519) -
на сегодняшний день один из самых известных творцов. Связано это не столько с его творческим наследием (на сегодняшний день сохранилось невероятно мало его картин - чуть более десятка, да и художником он в своё время был настолько скандальным - постоянно судился с заказчиками, что в конце жизни вынужден был уехать во Францию по приглашению короля Франциска 1, так как в Италии с ним никто не хотел иметь дело), сколько с его научными изысканиями и трактатами по анатомии, механике, архитектуре, медицине и др. Необычайная таинственность, которой характеризуют его живопись, связана с изобретенной им техникой "сфуматто", где жесткий контур рисунка растворяется в тенях и полутенях,тем самым придавая необычайную живость и естественность, а также эффект " вечной эмоции", будь то улыбка Джоконды или печаль Мадонны. Цельность образов один из важных факторов сильного впечатления от его творчества. Его известные работы : "Дама с горностаем", "Мадонна Литта", "Мадонна в гроте", "Джоконда (Мона Лиза)", фреска "Тайная вечеря".
Рафаэль Санти (1483-1520) - с его именем в мировом искусстве связано представление о возвышенной красоте и гармонии, оно стало синонимом идельного, наделенного божественным даром художника. Рафаэля называли Мастером Мадонн, им написано более 40 различных образов Марии с младенцем, разных по композиционным приёмам и психологическим трактовкам. Самые известные: "Мадонна Конестабиле", "Мадонна со щеглёнком", "Мадонна Грандука", "Мадонна Альба", "Мадонна в кресле" ,"Сикстинская мадонна". Успех Рафаэля были настолько значительны, что в 25 лет он был приглашен к папскому двору в Риме для росписи парадных апартаментов (станц) в Ватиканском дворце. Росписи станц с 1509 по 1517 сделали его ведущим художником Италии . Фрески в рабочем кабинете - станца дель Сеньятура - "Афинская школа" (в ней в образах Платона написан Леонардо да Винчи, Гераклита- Микеланджело, а стоящий у правого края Птолемей очень похож на самого автора. «...На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады… Среди них есть и Диоген со своей миской, возлежащий на ступенях, фигура — очень обдуманная в своей отрешённости и достойная похвалы за красоту и за столь подходящую для неё одежду… Красота же упомянутых выше астрологов и геометров, вычерчивающих циркулем на табличках всякие фигуры и знаки, поистине невыразима...»), "Диспут", "Парнас" и др., Станца дель Инчендио ди Борго - темы из истории папства , Станца д’Элиодоро - чудесное покровительство, оказываемое Богом церкви :«Изгнание Элиодора», "Чудесное освобождения Св. Петра из темницы". В последние годы Рафаэль работает над росписью виллы Фарнезины "Триумф Галатеи", во время которой знакомиться с Форнариной - возлюбленной, ставшей прототипом его "Сикстинской мадонны". Кроме большого количества картин на религиозные темы, Рафаэль создаёт и портреты, после смерти Браманте продолжает курировать строительство собора Св. Петра в Риме. Рафаэль похоронен в Пантеоне как признание его великого дара творца.
Микеланджело Буанаротти (1475-1564)-
считал себя только скульптором, однако это не помешало ему стать великим живописцем и архитектором. Самое грандиозное произведение монументальной живописи Высокого Возрождения - роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане в 1508-1512, а также алтарной стены ("Страшный суд" 1536-1541). Площадь потолка - более 600 кв. метров, Микеланджело работал практически без помощников (только трое помогали ему с красками и перенесением рисунка), при плохом освещении, лёжа на спине или стоя,сильно изогнувшись. При помощи архитектурных деталей, нарисованных мастером, потолок делится на 9 сцен из Библии (история Ноя - 3 сцены, Адам и Ева - 3 сцены, создание мира - 3 сцены), по бокам предки Иисуса Христа, пророки и сивиллы. Фреска полна обнаженных и одетых фигур в сложнейших ракурсах. .Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет когда ему было 61 , чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. В этой колоссальной фреске, где отчаявшиеся персонажи вовлечены в гигантский вихрь, центром которого выступает могучая фигура Христа, уже нет героизма Ренессанса, это рассказ о смятенном и подавленном человеке. В последние десятилетия своеж жизни мастер занимался только архитектурой и поэзией.
Джорджоне (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, 1477-1510) - представитель венецианской школы живописи (для неё характерна богатая колористика)Один из наиболее лиричных художников Высокого Возрождения, в его картинах пейзаж являлся не просто фоном для фигур на переднем плане, а играл важную роль в передаче глубины пространства и таинственности. Герои Джороджоне чаще всего пребывают в раздумье, погружены в свой внутренний мир. В 1508 году создал "Спящую Венеру" - самый известный образ Венеры Высокого Возрождения. За свою недолгую жизнь ( 33 года, погиб во время чумы) сделать мастер успел намного больше, чем иные живописцы, прожившие намного дольше. Самые известные - «Юдифь», «Сельский концерт», «Гроза», «Три философа» не раз становились прообразом последующих картин в европейской живописи.
Тициан Вечеллио (1477 -1576) прожил почти 100 лет, был учеником Джорджоне, его творчество отличается большим разнообразием - от парадных портретов, религиозных картин до пейзажей.Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Принадлежит к величайшим колористам (особый оттенок золотисто-рыжего цвета получил название тициановый). Творчество делится на 4 периода: ранний - счастливая жизнь и радостное настроение ("Любовь земная и небесная") - стиль в это время очень похож на стиль Джорджоне, он дописывает за него те картины, которые остались незавершёнными, второй - время работы над монументальными эпическими полотнами на религиозные и мифологические темы, выработка своей манеры живописи ("Вознесение Марии"). В 1533 году император присвоил Тициану дворянское звание графа Палатинского.Третий период - интерес к портретам, народным типам и деталям быта. С удивительной точностью художник изображал современников, отображая самые различные черты их характеров: уверенность в себе, гордость и достоинство, подозрительность, лицемерие, лживость и т. д.("Портрет папы Павла III", "Портрет папы Павла III с кардиналом Алессандро Фарнезе и герцогом Оттавио Фарнезе") Создает известные картины на библейскую и мифологическую тематику."Венера Урбинская" - еще один канонический образ Венеры, в отличии от других - тесно связан с реальной жизнью. Пишет несколько вариантов "Данаи". Художник достигает вершин своего мастерства. В поздний период, начиная с 50х, Тициана волнует трагическая сторона жизни, зрелище человеческих страданий ("Бичевание Христа", "Оплакивание Христа", "Кающаяся Мария Магдалина", "Тарквиний и Лукреция") Для его манеры характерны тончайшие градации цвета, причем он вырабатывает даже новую технику живописи. Он накладывал краски на холст и кистью, и шпателем, и пальцами. Прозрачные лессировки в его поздних картинах не скрывают подмалёвка, сквозь краски просвечивает холст. Тициан, заразившись от своего сына, умирает 27 августа 1576 года. Его нашли на полу мёртвым, с кистью в руке. Вопреки законам, предписывавшим сжигать тела умерших от чумы, Тициан был похоронен в венецианском соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари.



Леонардо да Винчи
"Дама с горностаем",
"Мадонна Литта",
"Мадонна в гроте",
"Джоконда (Мона Лиза)",
"Тайная вечеря".

Рафаэль Санти
"Мадонна Конестабиле",
"Мадонна со щеглёнком",
"Мадонна Грандука",
"Мадонна Альба",
"Мадонна в кресле" ,
"Сикстинская мадонна",
"
Афинская школа" ,
"Чудесное освобождения Св. Петра из темницы",
"Триумф Галатеи".

Микеланджело Буанаротти
потолок Сикстинской капеллы,
Страшный суд

Джорджоне
«Юдифь»,
«Сельский концерт»,
«Гроза»,
«Три философа» ,
"Спящая Венера"

Тициан
"Любовь земная и небесная",
"Вознесение Марии",
"Портрет папы Павла III",
"Портрет папы Павла III с кардиналом Алессандро Фарнезе и герцогом Оттавио Фарнезе",
"Венера Урбинская"
,
"Даная",
"Кающаяся Мария Магдалина",
"Тарквиний и Лукреция"




7. Позднее Возрождение, маньеризм
Окончание эпохи Возрождения размыто во времени. Позднее Возрождение (1530—1580 годы) — период дальнейшего продолжения традиций Высокого Возрождения, но в иной исторической обстановке - это был конец политической стабильности, связанный с итальянскими войнами , которые завершилось потерей независимости многих городов-государств. Наиболее разрушительным было разграбление Рима испанскими и немецкими войсками в 1527 году. Традиции Возрождения сохранились в Венецианской Республике - в этот период уклад жизни Венеции и характер культуры отличались таким размахом и весликолепием, что казалось, ничто не угрожает Венеции. Позднее Возрождение, прежде всего характерно для веницианской школы, именно там удачно сложились два обстоятельства - наличие богатых аристократов с огромными средствами и таланта двух виртуозных монументалистов Веронезе и Тинторетто.
Паоло Веронезе (Паоло Кальяри - 1528-1588) -
уроженец Вероны, поэтому и прозван Веронезе. Был приглашен украшать Дворец Дожей в Венеции, где и прославился. Красота Венеции, её роскошная жизнь и художественные сокровища произвели неизгладимое впечатление. Он создавал великолепные монументальные композиции стенных и плафонных росписей со множество персонажей и занимательных деталей. В станковой живописи его работы были столь огромны, что также претендовали на титул монументальных (дело в том, что в Венеции из-за сырости предпочитали большие полотна, а не фрески).. Наиболее известные работы Веронезе : "Брак в Кане Галилейской" (на картине, размером 6,6 мх9,9 м , изображено около 130 фигур, среди которых позднейшая традиция выделяла портреты известных правителей эпохи Возрождения, таких как Карл V, Франциск I, Сулейман Великолепный, Мария I, а также гуманиста Даниэле Барбаро. В образе музыкантов на первом плане Веронезе запечатлел знаменитых венецианских живописцев — Тициана, Тинторетто, Бассано и самого себя в белых одеждах.) , "Пир в доме Левия", где мастер своеобразно соединил библейское с современным: в венецианском интерьерах XVI века, на фоне архитектуры эпохи Возрождения, пируют в роскошных венецианских же костюмах современники художника. Сначала картина называлась «Тайная вечеря», однако после вмешательства Святой инквизиции, которая предписала исправить картину за свой счёт, художник просто дал картине новое название и ссылку на строку в Библии.
Тинторетто (Якопо Робусти, 1519—1594)- сын красильщика, отсюда и прозвище "Маленький Красильщик" - Тинторетто. Его творчество имело грандиозный успех - он разрушил многие традиции: соблюдение симметрии, строгого равновесия, статичности, сделал композиции динамичными и драматичными, стал ярче выражать человеческие эмоции, фактически изменил традиционную трактовку религиозных тем,
усилив жанровую и психологическую выразительность. Жизнь воспринимается на его картинах в движении . Славу принесла картина «Чудо св.Марка», необычна «Введение Марии во храм», где круто идущая вверх полукруглая делает композицию ассиметричной - художник выстраивает композицию по диагонали - самым динамичным приёмом в живописи. Тинторетто, как и Веронезе, мастер больших полотен, которых написал десятки. Очень часто обращался к теме "Тайная вечеря". Самая известная - последняя, для церкви Сан-Джорджо Маджори (арх. А.Палладио). Это полотно можно назвать итоговым произведением в творчестве Тинторетто. Написана она мастерски, особую роль играет расположенный по диагонали стол — он зримо отделяет мир божественный от мира человеческого. «Происхождение Млечного Пути» считается лучшей мифологической картиной Тинторетто (сюжет из древнегреческого мифа, где Зевс захотел сделать бессмертным своего сына Геракла, рождённого от земной женщины. Он погрузил в глубокий сон свою жену, богиню Геру, и приложил младенца к её груди, чтобы тот смог напиться божественного молока, дарующего бессмертие. Геракл стал пить молоко так энергично, что причинил Гере боль. Богиня оттолкнула младенца, капли молока пролились на небо и превратились в звёзды, из которых сложился Млечный Путь. Капли же молока, упавшие на землю, стали белоснежными лилиями).
Маньеризм -
течение в европейском искусстве 16 века. Спорное и неоднозначное, оно не столько продолжает идеи Возрождения (идеал человека и гармоничного мира), сколько акцентирует внимание на субъективной "внутренней идее", основой которого является не реальный мир, а творческое воображение, главным же становится "прекрасная манера" исполнения, как сумма определённых приёмов,таких как произвольная вытянутость фигур, сложный серпантинный ритм, нереальность фантастического пространства и света, напряжённость поз (контрапост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, использование едкой цветовой палитры. Маньеризм становиться придворно-аристократическим искусством , парадный утонченный портет становится особенно популярным видом жанра. Многие видят в маньеризме начальную стадию барокко.
Самым крупным художником был Якопо Понтормо (1494-1556). "Снятие с креста" является ярким примером зыбких и изломанных форм, разрушения ясной и простой композиции. «Мадонна с Младенцем, святыми Иосифом и Иоанном Крестителем» - контрастный образ грустной мадонны и кокетливого младенца. Более изобретательным в композициях является Франческо Маццола, прозванный Пармиджанино (1503-1540) - он любил поразить зрителя ("Автопортрет в зеркале" или "Мадонна с длинной шеей".) Аньоло Бронзино (1503-1572), несмотря на то,что писал на религиозные и мифологические темы ("Святое семейство", фрески в церкви ) более известен как авторнаиболее изящных парадных портретов ("Портрет Элеоноры Толедской с сыном") , тем более, что он стал придворным художником Медичи .
Ряд итальянских художников выехало из страны - король Франциск I приглашал во Францию известных итальянских художников. Так из Фонтенбло новый стиль маньеризм (от манера - приём, художественный почерк) - подражание итальянскому Возрождению перекочевал в Антверпен, а оттуда — по всей Северной Европе. В искусстве художники больше обращались к элегантности и идеализации, чем классическим формам Высокого Возрождения.

Веронезе
"Брак в Кане Галилейской" ,
"Пир в доме Левия"

Тинторетто
«Чудо св.Марка»,
«Введение Марии во храм» ,
Тайная вечеря",
«Происхождение Млечного Пути»

Понтормо
"Снятие с креста"

Пармиджанино
"Автопортрет в зеркале",
"Мадонна с длинной шеей".

Аньоло Бронзино
"Святое семейство",
"Портрет Элеоноры Толедской с сыном"


8 .Северное Возрождение – основные понятия, символика в искусстве Северного Возрождения

Северным Возрождением называют искусство стран 15-16 веков, лежащих севернее итальянских Альп, прежде всего Нидерландов, Франции и Германии. Само понятие «возрождение» достаточно условно, так как прямого возрождения искусства Античности не было по банальной причине – примеры Древнего Рима и Древней Греции находились на территории Италии. Однако сама идея «реального мира» как основы, стремление научного подхода в творчестве, интерес к миру человека не только как части религии, но и обычной, земной жизни созвучны идеям Итальянского Ренессанса. Особенности искусства Северного Возрождения – в наследии Средневековой Готики: с её подробностью, скрытыми тайными смыслами-символами, тщательным исполнением деталей и гораздо меньшим интересом к античной культуре и большим – к христианской. Антропоцентризм (интерес к человеку) смещается в сторону окружающего мира и быта человека – развиваются жанры портрета, пейзажа, бытовой и др.
Наиболее полно идеи Возрождения реализовались в живописи. Распространение наследия Итальянского Ренессанса в Европе, особенно в изобразительном искусстве, проходило тремя способами:художники из других стран приезжали в Италию, чтобы на месте знакомиться с работами Рафаэля, Микеланджело и других итальянских мастеров. Правители разных других стран приглашали итальянских художников для работы в их государствах. Так Леонардо да Винчи в течение нескольких лет работал на французского короля Франциска I. Европейские художники знакомились с творчеством мастеров Итальянского Ренессанса по печатным гравюрам и копиям, так или иначе попавшим в северные страны. Однако, в отличии от Италии, где было создано множество фресок больших размеров (монументальная живопись), в северных странах предпочитали станковую живопись, и немалую роль сыграли погодные условия – зимы и дождливые сезоны осени и весны не позволяли хорошо сохраняться большим настенным росписям. Популярность станковой живописи способствовало становлению национальных школ – развитие и перенимание художественных техник и идей шло гораздо быстрее



9. Северное Возрождение (Нидерланды, Германия, Франция)

Нидерланды.

Ян ван Эйк, Иеронимус Босх, Питер Брейгель Старший – крупнейшие мастера Северного Возрождения, дающие полную картину об искусстве Нидерладнов 15-16 веков.
Основателями нидерландской школы живописи были братья ван Эйки – Ян ван Эйк (1390-1441) и Губерт ван Эйк (1370 - 1425). Им же приписывают и изобретение (усовершенствование) масляных красок, сделавших революцию в технике живописи. (Масляные краски дают возможность писать как пастозно, так и лессировками, тонко прописывать детали и писать большие плоскости, длительно работать над картиной (есть возможность исправить работу по сырому слою), при высыхании, покрытая лаком, работа имеет дополнительный блеск, что дает яркость и глубину цвета. Сначала использовалось традиционное основание – деревянные доски, позже – тканевая основа (полотно), так как масло великолепно держалось, не трескалось и не осыпалось при скручивании ткани, а размеры полотна могут быть неограниченными (можно сшивать разные куски). Начиная с 15 века, масляные краски стали основными в живописи). Известность братьям Губерту и Яну ван Эйкам принёс Гентский алтарь (1422-1432) – большое произведение (3,5 х 5 м) из 24 картин, расписанных на внешней и внутренней стороне, на которых изображены 258 человеческих фигур. Темой алтаря является поклонение Агнцу из Откровения Иоанна Богослова, согласно которому пророки, праотцы, апостолы, мученики и святые собираются у алтаря, на котором стоит Агнец, символизирующий Христа. Многие фигуры наделены характерными портретными чертами, что позволяет думать об реальных прототипах. Наиболее смелые открытия-реалистичная манера, вплоть до натурализма, религиозные и светские сюжеты в едином пространстве- делают его переломным в развитии традиционной живописи и ставят у истоков Северного Возрождения. Среди шедевров Яна ван Эйка — «Мадонна канцлера Ролена», «Портрет четы Арнольфини», «Человек в красном тюрбане», «Мадонна каноника ван дер Пале». «Портрет четы Арнольфини» — одна из первых картин, подписанная самим художником, до XV века не принято было подписывать картины. Также некоторые детали имеют двойное значение – выступают не только как свидетельство достатка, но и имеют религиозную символику (апельсин – дорогой заморский фрукт и символ плода райского сада). К сожалению, точное прочтение сюжетов невозможно – тайный язык, понятный во времена ван Эйка, не всегда раскрывает свои секреты и имеет несколько трактовок.
Иеронимус Босх (1460-1516) – один из самых загадочных живописцев. В своих картинах он удивительным образом сочетал фантастические, фольклорные, философские, сатирические и религиозные мотивы. Фантастические и гротескные существа, обитатели рая, ада и земного круга, композиции, в большей степени напоминающие ребусы, часто нужны лишь для морали – помни о наказании всех земных проступков и грехов. Назидание и неизбежность кары – это яркое проявление средневекового мышления, несмотря на то, что творил Босх во времена великих перемен – открытия Америки и реформации церкви. «Семь смертных грехов», «Воз сена», «Сад наслаждений», «Искушение Св. Антония», «Несение креста» -это размышления о греховности человеческой натуры. Тщательно и натуралистически прописанные кошмарные образы должны были стать предостережением неправедной жизни.
Завершает эпоху Северного Возрождения Питер Брейгель Старший (Мужицкий) (1525-1569), родившийся сто лет спустя после создания Гентского алтаря. Его творчество – это скорее философское осмысление реального мира и событий, рассмотренных через жизнь рядового жителя Нидерландов – крестьянина, горожанина. Фольклор, сатира, «мужицкая тема» на фоне панорамных пейзажей с видами нидерландских посёлков и городов наиболее полно раскрывают ренессансные идеи («Падение Икара», «Вавилонсая башня», «Крестьянская свадьба», «Детские игры», «Нидерландские пословицы», «Охотники на снегу», «Слепые»). Питер Брейгель разрабатывает собственную узнаваемую схему многофигурной композиции – вид с высокого холма на город или деревню, позволяющий расположить внизу большое количество людей, подчиняя их окружающему пространству (пейзажу). Из-за крестьянской темы на большинстве его картин, Питер Брейгель получил прозвище Мужицкий, ну а так как он стоял во главе династии Брейгелей-художников, его называют Старшим. Как и у Иеронимуса Босха, у Питера Брейгеля было много подражателей.

Германия
Германия в эпоху Возрождения не является централизованным государством – скорее, это своеобразный союз множества городов (более 3 000) и трех герцогств. В отличие от Нидерландов, где цеховая принадлежность художника, а, соответственно, и методы обучения, строго соблюдалась, в Германии цехи играли не столь важную роль и у художников была развита традиция «образовательных путешествий» - «...чему не научился дома, перейму на чужбине…». Отправлялись обычно в Нидерланды и Италию. Главная особенность немецкой школы – большинство художников одновременно являлись и живописцами, и графиками (граверами). Рисунок из рабочего эскиза превращается в отдельный вид творчества. Искусство печатной гравюры на дереве и металле стало фактически массовым.
Мартин Шонгауэр (1440-1490), родившийся в семье ювелира, учился в Нидерландах. Из его мастерской выходили не только алтарные картины, для которых характерны узорчатость, тщательность и дробность композиций («Мадонна в беседке из роз»), но и графические листы. Он был первым значительным мастером-гравером Германии, освоившим сложнейшие технические решения. Наиболее известные серии посвящены жизни Марии и Христа, Страстям Господним, поучительные «Дева разумная и неразумная». Его творчество оказало значительное влияние на развитие европейского искусства- многие мотивы из его гравюр были повторены в работах граверов, живописцев и даже скульпторов конца XV- начала XVI веков.
Лукас Кранах Старший (1472-1553), придворный художник курфюрстов Саксонских, был главой мастерской с 10 подмастерьями, издавал книги и гравюры, стал самым богатым горожанином Виттенберга, избирался бургомистром города. В работах обращался как к античным темам («Венера и амур», «Суд Париса»), так и библейским («Мадонна с младенцем под яблоней»). Был прекрасным портретистом («портрет Мартина Лютера», «портрет Сибиллы Клевской»). Лукас первым из живописцев Северной Европы осмелился изобразить богиню Венеру обнаженной — до этого в подобном виде на картинах могла появляться только Ева. Также был убежденным сторонником Реформации и активным участником движения, рисовал иллюстрации к протестантским памфлетам, выделил значительную сумму для издания Библии на немецком языке. Сочетая достижения готического искусства и Ренессанса, сумел выработать легко узнаваемую собственную манеру письма.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1553) – самый значимый из семейства Гольбейнов. Живописец и график, работал в Германии и Англии (был придворным живописцем Генриха VIII), наибольшую известность приобрел в жанре портрета, в которых с поразительной точностью передавал не только окружение, но и характер персонажа («Послы», портрет Джейн Сеймур, Генриха VIII, Эразма Роттердамского и др.). Фактически стоял у истоков английской живописи. Писал также на религиозные темы («Мертвый Христос»)
Альбрехт Дюрер (1471-1528) – фактически является символом Немецкого Возрождения. Первый теоретик искусства среди североевропейских художников («Руководство к измерению», 1525; «Четыре книги о пропорциях человека», 1528), первый из европейских художников, написавший автобиографию (также написал множество автопортретов, изучая изменчивость и становление натуры человека на собственном примере). Крупнейший европейский мастер ксилографии. Искусство для Дюрера – одна из форм познания. Интерес к природе, подробное и точное её изображение (пейзажи, животные, драпировки, цветы и т.п.) – характерная черта не только для этюдов, но и остального его творчества. Дюрер изучал математику, перспективу, анатомию, интересовался естествознанием и гуманитарными науками, посетил несколько раз Италию и Нидерланды в познавательных целях, написал ученые трактаты. В творчестве его - портреты и автопортреты, библейские и евангельские сюжеты ("Праздник чёток"), многочисленные этюды и зарисовки природы ("дёрн", "заяц"). Особое внимание художника привлекала гравюра: сначала ксилография, а затем гравюра на меди. Он расширяем тематику, привлекая литературные и бытовые сюжеты, в его гравюрах появились образы крестьян, горожан, бюргеров, рыцарей и т. д. Высшее творческое достижение – серия гравюр на дереве из шестнадцати листов на тему Апокалипсиса ("Четыре всадника Апокалипсиса"), в «Адам и Ева» (1504) стремление воплотить классический идеал красоты, «Рыцарь, смерть и дьявол» (1513), «Святой Иероним» (1514), «Меланхолия» (1514). В традиционных сюжетах, наполненных символами и намеками, Дюрер раскрывает гуманистические представления того времени о различных сторонах духовной деятельности человека.

Франция
В отличие от Германии и Нидерландов, Возрождение во Франция (ХV –ХVI вв) связано с централизацией и усилением королевской власти. Начиная с XVI века французский королевский двор становится одним из самых блестящих дворов в Западной Европе. Заимствование и влияние Итальянского Ренессанса связано с несколькими удачными военными походами на Италию. Под итальянским влиянием Франциск I решил построить и украсить множество своих замков, пригласил Леонардо да Винчи на должность придворного художника. Французская аристократия стала уделять много внимания античному наследию — произведениям античных авторов, античной скульптуре, классическому латинскому языку. Несмотря на огромное количество приглашенных итальянских мастеров, искусство приобретает свои яркие национальные черты, особенно в архитектуре и скульптуре. Развивая традиции готики, французские архитекторы создали новый тип архитектурных сооружений: замок Франциска I в Блуа, замки Азе-ле-Ридо, Шенонсо, Шамбор, широко использовались различные украшения зданий. Большинство значимых замков Франции находятся вдоль реки Луары. В это же время строится здание нового королевского дворца в Париже – Лувр (архитектор Пьер Леско, скульптор Жан Гужон).
Крупнейшими французскими художниками, совмещая традиции готики и Ренессанса, были придворные живописцы Жан Фуке (1420-1480) («Портрет Карла 7», Меленский алтарь), Жан Клуэ (1485-1540) (портреты Франциска 1, Маргариты Наварской ) и его сын Франсуа Клуэ (1515-1572) (портреты Марии Стюарт, Карла IX «Дама в купальне»- портрет Дианы де Пуатье).


Нидерланды

Ян ван Эйк
"Гентский алтарь",
«Мадонна канцлера Ролена»,
«Портрет четы Арнольфини»,
«Человек в красном тюрбане»,
«Мадонна каноника ван дер Пале»,
«Портрет четы Арнольфини»

Иеронимус Босх
«Семь смертных грехов»,
«Воз сена»,
«Сад наслаждений»,
«Искушение Св. Антония»,
«Несение креста»


Питер Брейгель Старший
«Падение Икара»,
«Вавилонсая башня»,
«Крестьянская свадьба»,
«Детские игры»,
«Нидерландские пословицы»,
«Охотники на снегу»,
«Слепые»

Германия

Мартин Шонгауэр
«Мадонна в беседке из роз»,
«Дева разумная и неразумная»,
Страсти Господни

Лукас Кранах Старший
«Мадонна с младенцем под яблоней»,
«Венера и амур»,
«Суд Париса
»,
портрет Мартина Лютера,
портрет Сибиллы Клевской


Ганс Гольбейн Младший
«Послы»,
портрет Джейн Сеймур,
портрет Генриха VIII,
портрерт Эразма Роттердамского,
«Мертвый Христос»

Альбрехт Дюрер
автопортреты,
«Праздник чёток»,
этюд дёрна,
этюд зайца,
«Адам и Ева»,
«Четыре всадника Апокалипсиса»,
«Рыцарь, смерть и дьявол» ,
«Святой Иероним»,
«Меланхолия»

Франция

замок Франциска I в Блуа,
замок Азе-ле-Ридо,
замок Шенонсо,
замок Шамбор,
Лувр

Жан Фуке
«Портрет Карла 7»,
Меленский алтарь

Жан Клуэ
портрет Франциска 1,
портрет Маргариты Наварской

Франсуа Клуэ
портрет Марии Стюарт,
портрет Карла IX,
«Дама в купальне»


10. Искусство доколумбовой Америки

Когда Христофор Колумб открыл Америку (1492 г.), большинство её обитателей-индейцев были кочевниками. Однако было несколько народностей в Центральной и Южной Америке, которые образовали свои государства с высокоразвитой культурой. Некоторые из них исчезли задолго до Колумба, другие были уничтожены во время конкисты (исп. conquista) — завоеваний испанцев и португальцев в Мексике, Центральной и Южной Америке в конце XV—XVI вв. Конкистадоры не интересовались культурой завоёванных народов - города и дворцы разрушались, золотые изделия переплавлялись в слитки — так их удобнее было вывозить. Письменностью у индейцев владели в основном жрецы и правители, поэтому с разрушением государств память о прошлом быстро угасла. Великие цивилизации Америки исчезли, сохранившись лишь руинах и народных искусстве.

Древнейшая из цивилизаций доколумбовой Америки — культура ольмеков (II-I тысячелетия до н.э.), письменность которых расшифровать пока не удаётся. Они строили города, которые, прежде всего были святилищами, а уже потом крепостями и центрами ремёсел и торговли. Храмы, в которых жрецы приносили богам человеческие жертвы (ритуальные убийства — общая черта древнеиндейских культур) стояли на ступенчатых пирамидах. Главным божеством был ягуар (сохранилось множество его изображений). Хорошо сохранились гигантские каменные головы - возможно, изображения умерших правителей (базальтовые головы в Ла-Венте, Трес-Сапотес и Сан-Лоренсо). Несколько другого характера, но такие же таинственные, скульптурные головы (моаи) острова Пасхи, созданные в 12-16 вв.

Классический период (1 тыс. н.э.) Центральноамериканских культур начинается с культуры Теотиукана (II в. до н. э. — VII в. н. э.). Так назывался город, находившийся недалеко от современного Мехико. Два главных храма, посвященных Солнцу и Луне, располагались на огромных пирамидах. Центр города, состоял из возвышающихся одна над другой террас, где размещались пятнадцать малых пирамид и святилище Кетцалькоатля (Пернатого Змея), одного из самых чтимых божеств Центральной Америки. Храмы были украшены разноцветными росписями и статуями богов.

Майя является одной из самых известных цивилизаций Центральной Америки благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической и астрономической системам, существовала до прибытия конкистадоров. Огромное количество произведений искусства майя было уничтожено испанцами после завоевания Эрнаном Кортесом Мексики. Наивысшего расцвета архитектура майя достигает в классический период (250-900 гг.), когда активно воздвигаются церемониальные комплексы, условно называемые акрополями, с пирамидами, дворцовыми сооружениями и стадионами для игры в мяч. Сохранившаяся архитектура в городах Ушмаль, Паленке, Копан, Чичен-Ице дает представления о величественном и красивом искусстве.

Культура Тольтеков также принадлежит классическому периоду. От них сохранились скульптурные изображения воинов в столице Толлан.

На территории современной Мексики (в ее центральной части) сформировалась и другая известная цивилизация доколумбовой Америки - цивилизация ацтеков. Она просуществовала в 14-16 веке н. э. и была разрушена европейцами. На месте столицы ацтеков - городе Теночтитлане позже возник город Мехико. Религия ацтеков наиболее жестокая, требующая ежедневных человеческих жертвоприношений, иначе миру грозила бы гибель. Чтобы добыть жертв, ацтеки совершали набеги на соседние племена – это называлось священной «войной Цветов». Всё искусство служило главной цели - умилостивить богов. Скульптуры богов были сделаны из золота и драгоценных камней и бесследно были уничтожены конкистадорами – переплавлены в золотые слитки. Сохранились лишь незначительные или более скромные каменные статуи.

Самая знаменитая цивилизация – империя Инков (территория современного Перу). Во главе стоял обожествлённый правитель –Верховный Инка, Сын Солнца. Испанцы были поражены богатсву и великолепию дворца правителя, у которого был Золотой Сад , где всё – и растения и его обитатели –птицы, ящерицы, насекомые – были сделаны из золота и серебра в натуральную величину … но испанцы предпочитали золото в слитках.

Мотивы индейского искусства сохранились до сегодняшнего дня в народном искусстве и творчестве художников.





архитектура

Мачу-Пикчу,
Теночтитлан,
храм надписей в Паленке,

скульптура

долина Наски,
головы культуры ольтеков,
статуи воинов культуры тольтеко
в,
моаи

ДПИ

настенные росписи культуры майя.

 

Краткий конспект по истории искусств для 2 класса. Введение в историю искусств.
Краткий коснпект по истории искусств для 2 класса. Искусство Древнего Мира.

Краткий конспект по истории искусств для 3 класса. Искусство Античности и Средневековья
Краткий конспект по истории искусств для 3 класса. Искусство Возрождения

Краткий конспект по истории искусств для 4 класса. Искусство 17-18 веков.
Краткий конспект по истории искусств для 4 класса. Искусство 18-19 веков.

Краткий конспект по истории искусств для 5 класса. Искусство 20 века.
Кароткі нарыс па гісторыі мастацтваў Беларусі. 5 клас.

 
 

 

©2009 ДХШ г. Гродно
ГлавнаяО школеУченикам и родителямГалереяКонтакт