Государственное учреждение образования

ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ г.ГРОДНО

 
ГЛАВНАЯ
ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
ЛАУРЕАТЫ КОНКУРСОВ
УЧЕНИКАМ И РОДИТЕЛЯМ
ГАЛЕРЕЯ
КОНТАКТ
ПОЛЕЗНОЕ


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

ЛАУРЕАТЫ КОНКУРСОВ

УЧЕНИКАМ И РОДИТЕЛЯМ

ГАЛЕРЕЯ

КОНТАКТ

ПОЛЕЗНОЕ

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВА ДЛЯ 3 КЛАССА. ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ (ПАВЛЕНКО Н.В.)

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА, АВТОРЫ
ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ
1. Возрождение – основные понятия
2. Проторенессанс
3. Архитектура Возрождения
4. Скульптура Возрождения
5. Раннее Возрождение
6. Высокое Возрождение
7. Позднее Возрождение, маньеризм
8. Северное Возрождение – основные понятия, символика в искусстве Северного Возрождения
9. Северное Возрождение (Нидерланды, Германия, Франция)
10. Искусство доколумбовой Америки


 
1. Возрождение – основные понятия
Возрождение - эпоха в странах Западной и Центральной Европы, охватывающая 14-16 века. Это переход от старой культуры к новой, в ней тесно переплелись как античные и средневековые (Северное Возрождение) знания, так и новые открытия. Религиозный и светский характеры, следование традициям и введение новых правил, основанных на научном познании, привели к появлению нового стиля, повлиявшего на дальнейшее развитие европейского искусства. Изменение мировоззрения - прежде всего вера в то, что многое можно добиться своими силами, а не только по "божественному установлению", чувство собственной значимости ("...тебе дана возможность пасть до степени животного, но также и возможность подяться до степени существва богоподобного - исключительно благодаря твоей внутренней воле..."), вера в разум, его творческие возможности, интерес ко всему земному - человеку и окружающей его природе - способствовали развитию научных занятий, что изменило отношение к жизнии. Представление о бескрайних, безграничных возможностей человека способствовало рождению нового стиля в искусстве, где художник подобен и равнозначен богу - сам творит и создает мир. Анонимность средневекового мастера - кисти в руках бога - заменила яркое осознание ценности творческой личности - авторство - всесилие художника, способного изучить законы природы и создать нечто подобное ей самой или же что-то выше её.
Сохранившиеся памятники Древнего Рима в Италии стали почитать за идеальный образец, а подражание Античности дало название этому периоду - Ренессанс (фр. -Возрождение , ит.- Ринашименто.) - т.е. возрождение Античности. Следует заметить, что Возрождение - это не только копирование и тщательное изучение сохранившихся памятников, но, прежде всего, обращение к идеалу античности - человеку, осознание его самоценности и значимости в христианском мировоззрении, и, как следствие, появление нового, абсолютно самостоятельного стиля в искусстве.
В различных странах Возрождение имеет свои особенности - как временные, так и стилистические. Поэтому принято делить на Итальянское Возрождение (Ренессанс) и Северное Возрождение (Нидерланды, Франция, Германия), собственные варианты Возрождения были и в странах Центральной Европы (Польше, Чехии, Великом Княжестве Литовском и т.д.). Италия стала родиной Возрождения, именно там стиль имеет наиболее цельный и последовательный характер развития.
Периоды Итальянского Возрождения (Ренессанса):
- Проторенессанс (к.13-14 вв)
- Раннее Возрождение (15 в.)
- Высокое Возрождение (к. 15 - первые десятилетия 16 вв.)
- Позднее Возрождение (вторая половина 16 в.)
- Маньеризм (к. 16.в.)

У каждого периода имеются свои характерные черты, однако можно выделить общее:
- гуманизм (от лат. humanus -человечный) - человек есть ценность, каждый имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности. Мир человека интересен не меньше,чем мир божественный. Главной темой в искусстве стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями;
-
античность является источником знаний и образцом художественного творчества;
- в архитектуре - основа - принципы античной ордерной системы, новые типы открытых общественных и частных зданий;
- в живописи - изучение основ линейной и воздушной перспективы, анатомии и пропорции человеческого тела;
- в религиозное искусство проникают традиции светского - пейзажа, портрета, бытовых сцен, истории;
- появление светского искусства - портрета, исторического жанра, античной мифологии;
- научное познание окружающего мира и творчество на основе научных исследований и открыти;
- создание и следование идеалу.


 

2. Проторенессанс
Проторенессанс
-переходный период в истории итальянского искусство, предшествующий Ренессансу (13-14 вв.)
Для Средневековья характерно следование образцам, канонам - художник прежде всего осваивал изобразительные схемы, копировал и перерисовывал композиции из старых книг, икон, видоизменяя и вписывая нужные пропорции в новые творения. Он не нуждался в натурных зарисовках, не пытался достичь сходства с определенной особой - достаточно было дополнить фигуру отличительными знаками: короля - короной, епископа - митрой и посохом, ангела - крыльями и нимбом и т.д. Итальянскую живопись средневековья называли византийской, подчёркивая не столько отсутствие у итальянских живописцев своеобразия, сколько бесконечное повторение одних и тех же приёмов и отсутствие новизны.
Первые шаги по преодолению религиозных живописных канонов были сделаны Ченни ди Пепо (1240-1302) по прозвищу Чимабуэ , означающее «быкоголовый», которое получил за упрямство и несговорчивый характер.В начале своей деятельности Чимабуэ был достаточно традиционен, но вскоре в его произведениях старинные, традиционные композиции и фигуры стали более оживлёнными, привлекательными , а краски более свежими, изящными и натуральными. Самые известные его работы - Мадонна на троне для церкви Санта Тринита во Флоренции, Мадонна с ангелами (находится в Лувре), фрески капелы Сан-Франческо в Ассизи, Расписной крест Санта-Кроче во Флоренции. Мадонна с младенцем на троне и двумя ангелами, написанная в конце творческой деятельности выполнена в более соизмеримых пропорциях, подобных реальному миру, однако Чимабуэ все-таки остается художником "византийской школы".
Гениальным художником, разорвавшего шаблоны средневековой живописи , создавшего новое художественное пространство был Джоттто ди Бондоне (1267-1337) - с его появлением открылась новая эпоха в искусстве. Самые знаменитые произведения Джотто - фрески (настенные росписи) в капелле дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1303-1306), Церковь Сан-Франческо в Ассизи (1288-1320), Церковь Святого Креста во Флоренции (1320-1328), а также отдельные алтарные картины.
Наиболее известные -фрески, сделанные по заказу Скровеньи. Так как написаны они были на тему жизни Марии и Христа (Страсти), где каноны были меньше всего разработаны, то именно в них отчетливо читаются все те новаторские изменения, которые совершил Джотто и именно они создают впечатления, будто события из библейской истории происходят на наших глазах.
1. Четкое выделение и ограничение композиции - отдельного сюжета - рамкой.
Это дает возможность сделать акцент, зафиксировать взгляд зрителя на каждом отдельном сюжете, сделать композицию обособленной и замкнутой в своем пространстве, дать иллюзию "окна" в другой мир, сделать свидетелем события.
2. Передача глубины на плоской поверхности - иллюзия объема с помощью светотеневой моделировки
. Дает ощущение материальности и "настоящего" .
3. Передача глубины пространства с помощью пейзажного, архитектурного или интерьерного фона.
Дает ощущение реальности описываемых событий.
4. Разнообразные ракурсы и движения человеческих фигур.
Дает ощущение реальности происходящего, живых человеческих фигур, а не статичной массовки.
5. Наблюдательная перспектива. Дает представление о настоящем земном мире, а не условном пространстве.
Для неискушенного взгляда современников Джотто его картины стали потрясением - словно известные всем библейские герои ожили и все происходит на их глазах. Слава Джотто распространилась быстро и широко. Флорентийцы годрились им, рассказывали о его жизни и это тоже было новым. Никто ранее не считал нужным сохранять имя художника для потомков. С тех пор история искусств становится историей великих художников.
После Джотто изменилась вся концепция живописи, византийская манера стала устаревшей.
Симоне Мартини (1284-1344) ,
один из крупнейших представителей сиенской школы живописи начала 14 века, прославленный мастер алтарной живописи. В его манере - безукоризненное сочетание традиций Средневековья (роскошь, тщательная прорисовка деталей) и новой манеры (перспектива и материальность). Кроме фресок в капелле Сан Мартино в Ассизи, посвященной жизни Св. Мартина и выполненных с использованием новых открытий Джотто - пространственных построений, разных ракурсов фигур людей, новые трактовки в композиции сюжетов и знаменитой фрески с конным портретом Гвидориччо да Фольяно , на которой изображена реальная местность с реальными крепостью и городом и реальным человеком - первой абсолютно светской темой на средневековых фресках, широко известны алтарные картины - "Благовещенье" и "Алтарь Блаженного Агостино Новелло".


Чимабуэ
Мадонна на троне для церкви Санта Тринита во Флоренции,
Мадонна с ангелами,
фрески капелы Сан-Франческо в Ассизи,
Расписной крест Санта-Кроче во Флоренции,
Мадонна с младенцем на троне и двумя ангелами

Джоттто ди Бондоне
фрески в капелле дель Арена (Скровеньи) в Падуе,
фрески в церкви Сан-Франческо в Ассизи ,
фрески в церкви Святого Креста во Флоренции

Симоне Мартини
фрески в капелле Сан Мартино в Ассизи,
конный портрет Гвидориччо да Фольяно ,
"Благовещенье",
"Алтарь Блаженного Агостино Новелло"

3. Архитектура Возрождения
Редкий случай в истории искусств, когда можно назвать конкретную дату зарождения стиля. Раннее Возрождение (как и все Возрождение в архитектуре) начинается в 1420 году - время начала постройки дома Невинных (приют для детей-сирот) Филиппо Брунеллески (1377-1446) во Флоренции. С именем Брунеллески связано не только постройка нового типа городского здания, но и разработка основных позиций нового стиля.
1) в основе архитектуры лежат открытия древних греков и римлян - ордерная и арочная система.
2) античная архитектура является не только примером для подражания, но ,прежде всего, школой для архитекторов, базой для создания новых зданий. Необходимо изучать ее, использовать ее открытия в новых условиях, перерабатывая и приспосабливая к новым требованиям.
3) конструкция здания должна быть логичной и ясной, основанной на законах математической гармонии
4) здания должны быть соразмерны человеку и его потребностям.
5) для создания точных трехмерных проекций необходимо использовать перспективу (открытие законов перспективы приписывают Брунеллески) .
Славу Филиппо Брунелески принес купол собора Санта Мария-дель-Фиоре, на постройку которого долгое время не могли найти архитектора. Его новаторский принцип - двойной купол, связанный поперечными ободами, фактически являлся гениальным изобретением. Кроме этого, в новом стиле - ренессансе , в основе которого лежат открытия античности, были построены Капелла Пацци , церкви Сан-Лоренцо и Санта-Спирито.
Так как эпоха Возрождения - это эпоха научного познания, развитие теории архитектуры способствовали открытие трактатов по архитектуре древнеримского зодчего Витрувия, а также написание новых научных трактатов по истории и теории архитектуры. Одним из виднейших теоретиков и практиков был Леон Баттиста Альберти (1404-1472), в 30х годах написал "Описание города Рима", в 50х- "Десять книг о зодчестве", а также "О живописи", "О статуе". Замыслы зодчего в использовании античного наследия заметны в палаццо Ручелаи (с использованием пилястр), церкви Сант-Андреа (идея триумфальной арки), активном использовании "большого ордера" и пропорций "золотого сечения".
Новым типом городского строения стал палаццо - городской дворец, резиденция знати. В отличии от замков Средневековья, главные функции которых были защита и оборона, что однозначно влияло на суровый, сдержанный внешний облик, палаццо являет собой репрезентативный тип, где внешний облик говорит не только о силе семьи , но и доходах и авторитете. Достаточно открытый светский внешний облик становится популярным и полностью меняет концепцию городской застройки. Если на начало Возрождения во Флоренции было порядко 30 укрепленных замков, то к концу фактически осталось лишь несколько. Палаццо представлял собой замкнутый объём здания с четким разделением на три этажа, открытым внутренним двором с галереями. Жилые комнаты располагались, начиная со 2 этажа - первый отдавался служебным помещениям. Сначала первый этаж сохранял защитную функцию - снаружи он напоминал оборонительную стену с достаточно высоко расположенными зарешетченными окнами. Часто фасад облицовывался рустовкой (грубый, граненый камень), украшался античным декором - иммитацией арок и колонн(пилястры). Палаццо Медичи-Рикарди (арх. Микелоццо ди Бартоломмео (1396-1472)) стал образцом для многих итальянских дворцов.
Центром искусства Высокого Возрождения стал Рим. Донато Браманте (1444-1514) последовательно разрабатывал идеи класической архитектуры - образцовой, имеющей четкую гармоническую структуру. Яркий пример - Темпьетто (небольшой храм) с четкой центричной композицией купольного сооружения. Браманте также разрабатывает первый вариант реконструкции (фактически новой постройки) собора Святого Петра и комплекс дворцов для Ватикана (палаццо Канчелярия)- становится главным архитектором Папы Римского.
Позднее Возрождение связано с творчеством Андреа ди Пьетро делла Гондола - звонкое и говорящее имя Андреа Палладио (1508-1580) дали ему в честь богини Афины Паллады, так как верили, что он способен возродить красоту и мудрость древних греков. Фактически своими практическими и теоретическими работами он заложил принципы европейской классической архитектуры 17-18 вв. , которые получили название палладианство (едиственный стиль, названный по имени архитектора). Основные постройки он создал на своей родине - в городе Виченце (городские дворцы - палаццо) и его округе (загородные дома виллы). Также несколько зданий он построил в Венеции. Искусство Палладио, основанное на глубоком изучении античного зодчества, продолжают идеи древнеримского инженера-теоретика Витрувия и флорентийца 15 века Леона Баттисты Альберти, который придерживался принципов классической римской архитектуры, основанной на точных геометрических пропорциях. В 1545 году Палладио выиграл конкурс на право перестройки городской ратуши XIII века. Палаццо делла Раджоне (сейчас — Базилика Палладио; 1546—1549) в Виченце, изменивший привычный тип флорентийского палаццо и породило новый (Кьерикати (с 1550 г., Палаццо дель Капитано 1571),. В этой постройке формируется одна из основных особенностей творческого метода Палладио — он создает новую систему пропорций ордеров, используя ордер не как простую декорацию фасада, а как главный организующий принцип конструкции, из-за чего она кажется просто и ясно организованной, гармоничной.После строительства базилики Палладио был буквально завален заказами. Наиболее значительная часть наследия Палладио — многочисленные спроектированные им виллы - загородные дома, которые были приспособлены для ведения сельского хозяйства и отвечали потребностям аристократии. Палладио обязательно учитывал ландшафт и парковую зону для красоты вида, колонный портик с фронтоном в духе римской архитектуры придавал жилищу человека «храмовидный» характер, тем самым возвышая и личность владельца, и круг его жизни.(вилла Эмо, вилла Корнаро, вилла Барбаро и др.). Шедевром Палладио является вилла Альмерико-Вальмарана («Ла Ротонда» (или «Капра») в Виченце (1551—1567, достроена Винченцо Скамоцци) — первая светская постройка эпохи Возрождения, увенчанная куполом и идентично оформленным 4 сторонам фасадов легкими ионическими 6-колонными портиками с лестницами. В Венеции Палладио построил церкви Сан-Джорджо Маджоре и Иль Реденторе, которые являются частью силуэта города, объединив его с водным пространством. Последним произведением Палладио стал театр Олимпико - первое монументальное театральное здание в Италии. На сцене находятся постоянная декорация - каменный вид итальянского города эпохи ренессанса.
Палладио написал несколько трудов по архитектуре: «Римские древности» — своеобразный путеводитель по римским руинам, исследованых им самим,«Четыре книги об архитектуре» ,сделавшее классический язык архитектуры общедоступным и универсальным. «Прежде чем начать строить, необходимо тщательно обдумать каждую часть плана и фасада того здания, которое предстоит строить. В каждой постройке должны быть соблюдены (по словам Витрувия) три вещи, без которых ни одно здание не может заслужить одобрения: это польза, или удобство, долговечность и красота; ибо невозможно было бы назвать совершенным здание хотя бы и полезное, но недолговечное, равно как и такое, которое служит долго, но неудобно, или же то, что имеет одно и другое, но лишено всякой прелести», – писал Андреа Палладио в первой книге об архитектуре. Любое здание должно быть вписано в окружающий ландшафт, гармонично сочетаться с природой, не спорить с ней или довлеть над ней.
Микеланджело Буанорроти (1475-1564) начал заниматься архитектурой во второй половине своей жизни. Считая себя скульптором, он неохотно брался за заказы. Его архитектура отражает скульптурное мышление массой, пластичностью и динамизмом, нестандартное использование архитектурных деталей и конструкций и скорее является переходной от стиля Возрождения к стилю барокко. Яркое отражение его принципов - библиотека Лауренцианы во Флоренции. Также он работает над оформлением площади Капитолия в Риме и продолжает строительство собора Св. Петра (купол). Ворота Порта Пиа - это уже яркий пример барокко.



Филиппо Брунеллески
дом Невинных ,
купол собора Санта Мария-дель-Фиоре,
Капелла Пацци ,
церковь Сан-Лоренцо,
церковь Санта-Спирито.

Леон Баттиста Альберти
палаццо Ручелаи,
церковь Сант-Андреа

Микелоццо ди Бартоломмео
Палаццо Медичи-Рикарди

Донато Браманте
Темпьетто,
собор Св. Петра,
палаццо Канчелярия

Андреа Палладио
церковь Сан-Джорджо Маджоре,
церковь Иль Реденторе,
театр Олимпико ,
Палаццо делла Раджоне,
Палаццо Кьерикати ,
Палаццо дель Капитано,
вилла Эмо,
вилла Корнаро,
вилла Барбаро,
вилла Ротонда

Микеланджело Буанорроти
библиотека Лауренциана,
собора Св. Петра,
площадь Капитолия ,
Порта Пиа

4. Скульптура Возрождения  
5. Раннее Возрождение  
6. Высокое Возрождение  
7. Позднее Возрождение, маньеризм  
8 .Северное Возрождение – основные понятия, символика в искусстве Северного Возрождения  
9. Северное Возрождение (Нидерланды, Германия, Франция)  
10. Искусство доколумбовой Америки  
 

Краткий конспект по истории искусств для 2 класса. Введение в историю искусств.
Краткий коснпект по истории искусств для 2 класса. Искусство Древнего Мира.

Краткий конспект по истории искусств для 3 класса. Искусство Античности и Средневековья
Краткий конспект по истории искусств для 3 класса. Искусство Возрождения

Краткий конспект по истории искусств для 4 класса. Искусство 17-18 веков.
Краткий конспект по истории искусств для 4 класса. Искусство 18-19 веков.

Краткий конспект по истории искусств для 5 класса. Искусство 20 века.
Кароткі нарыс па гісторыі мастацтваў Беларусі. 5 клас.

 
 

 

©2009 ДХШ г. Гродно
ГлавнаяО школеУченикам и родителямГалереяКонтакт